Ни при одной форме обучения родитель не должен становиться учителем.
Да, при хоумскулинге мы перестаём отдавать образовательный процесс на аутсорсинг школе и берём на себя ответственность за обучение детей. Но мы не становимся учителями. У нас по-прежнему есть свои дела: заботы по дому, рабочие обязанности и, конечно, воспитание наших детей. Нам по-прежнему нужно их оберегать, развивать, разговаривать с ними и переживать за их безопасность. Это немало, согласитесь. Но вот в той части, что касается учёбы, главное, что от нас требуется – научить детей учиться.
Научить учиться
Что подразумевается под этим выражением? Огромное количество пунктов. И вот самые важные из них:
- Научить искать информацию (в учебниках, библиотеке, Интернете, от учителей и т.д.)
- Научить критически мыслить и обрабатывать полученную информацию
- Показать, что Интернет – это не только место для игр, переписок с друзьями и мемов с котиками, но и огромная база знаний
- Выявить и объяснить, как работают циркадные ритмы ребёнка (жаворонок он или сова), и в соответствии с этим организовать учебный процесс
- Узнать, какой ведущий канал восприятия у ребёнка (кто он – визуал, аудиал, кинестетик), и в соответствии с этим выстроить учебный план (например, выбрать, что он будет делать преимущественно: слушать аудиолекции, читать бумажные учебники или смотреть презентации?)
- Научить разным форматам работы: индивидуальная, парная или групповая, в онлайн- или оффлайн-пространстве и т.д.
- Поговорить о компьютерной безопасности
- Научить фиксировать информацию разными способами: писать конспекты, делать зарисовки, чертить майнд-карты и т.п.
- Рассказать о тайм-менеджменте и приёмах управления временем…
На самом деле этот список можно продолжать и продолжать. Но если хотя бы выполнить пункты, описанные выше, то ребёнок научится учиться самостоятельно. Да, это не станет панацеей, и я не буду обещать, что у него всё начнет получаться как по мановению волшебной палочки. Будут вопросы, сомнения, ошибки.
И конечно, вы не окажетесь полностью изолированы от учебных дел. Вы будете советчиком, другом, компаньоном. Если же у ребёнка возникнут сложности, он сможет прийти к вам с вопросом. Вы же в свою очередь сможете воспользоваться одним из трёх вариантов:
А) объяснить то, что он не понимает, если сами хорошо знаете тему или предмет;
Б) сказать: «Хм, это интересно, но, дорогой, я не готова ответить. Давай попробуем разобраться в этом вместе?»;
В) найти специалиста или курсы, которые восполнят пробелы в знаниях.
При этом важно, что ни в одном из вариантов вы не обнаружите себя выбирающей указку или меловую доску на стену и не будете готовиться до ночи к урокам по пяти предметам на завтра. И уж тем более не будете проверять тетради и выставлять оценки! А это в свою очередь позволит сохранить с ребёнком добрые и свободные отношения, что так важно в школьном возрасте и после него.
Zen.yandex.ru