Лето – это пора, когда вчерашние школьники встают перед выбором: работать или учиться? Если продолжать обучение, то куда пойти: в колледж или в вуз? Сегодня многие дискутируют о ценности высшего образования. И среди тех, кто скептически относится к его получению, есть и представители молодёжи.
Заведующий кафедрой психологии и социологии управления Алтайского филиала РАНХиГС, доктор социологических наук Наталья Проказина вместе со студентами-бакалаврами направления «Психология» Дарьей Босовой и Юлией Аленниковой постарались расставить верные акценты в этом вопросе. Они провели пилотажное исследование «Ценность образования в молодёжной среде» среди студентов вуза и делятся его результатами.
Нужно ли сегодня молодым людям получать высшее образование?
Согласно результатам исследования, высшее образование, по мнению уже опытных студентов, даёт большие возможности для осознания того, чем ты хочешь заниматься в будущем. Это саморазвитие, период взросления и становления личности.
Чем руководствуется абитуриент при выборе своего жизненного пути?
75% опрошенных, которые обучаются в вузе, руководствовались своими интересами, взглядами и желаниями при выборе не только вуза, но и в целом жизненной стратегии. Но всё равно есть те, кто действует по указке родителей, подчиняется мнению сверстников и даже блогеров.
Есть такая позиция: молодёжь идёт в вуз не за знаниями, а за «корочкой» или чтобы весело провести время. Так ли это?
Такое мнение имеет место быть. Но при этом 39% опрошенных твёрдо уверены в том, что высшее образование – это надёжный фундамент для построения карьеры. Оно учит критически мыслить, позволяет определить своё место в жизни, формирует навыки взаимодействия в команде и лидерские качества, становится основой профессионализма человека. Мы живём в изменчивом мире, сегодня появляется много новых профессий, но одна из ключевых ценностей высшего образования – оно учит учиться.
Готовы ли молодые люди к непрерывному обучению?
Основываясь на данных исследования, можно сказать, что 80% опрошенных готовы продолжать обучение после получения диплома, в том числе заниматься самообразованием и самосовершенствованием, потому что это важная часть жизни в современном обществе.
Получается, что высшее образование остаётся для молодёжи одной из доминирующих ценностей, его престиж достаточно высок. Но главное, что знания и компетенции, приобретённые в высшем учебном заведении, остаются с человеком на всю жизнь.
А что о высшем образовании думают люди, которые уже состоялись в профессии? Мы задали эти вопросы жителям нашего края и вот какие ответы получили.
Михаил Ровенский, психолог: «Если есть потребность, то обязательно нужно получать высшее образование. Вуз позволяет взглянуть на будущую специальность с разных сторон, и это делает человека образованным профессионалом, а не ремесленником.
Образование даёт прежде всего базис и навык обучаемости. Может, сразу по выходу из вуза сложно стать востребованным специалистом, но именно наличие базовых знаний и представлений вкупе с навыком обучаемости даёт нам шанс вырваться вперёд в конкретной борьбе за высокооплачиваемую работу.
Сегодня “корочки” без знаний уже никому не нужны. Всё чаще и чаще слышу, что при приёме на работу люди даже не показывают диплом, после собеседования работодателю сразу становится ясно, стоят ли за этой “корочкой” знания и желание развиваться в профильной сфере. Если хочется только корочку, то лучше подумать над выбором другой профессии, которая нравится.
А непрерывное образование – это, безусловно, требование современности, но всё зависит от профессии. Если сфера деятельности высококвалифицированная, то человеку обязательно нужно постоянно учиться и быть в курсе всех современных достижений его профессии».
Ксения Польгерт, руководитель рекламного агентства «Promo Republic»:
«Образование, безусловно, важно и нужно, но оно должно быть желанным для студента. И нынешнее обучение в вузах, на мой взгляд, только тренирует полушария мозга и формирует дисциплину. Дело в том что темпы развития отраслей настолько высоки, что образовательная сфера за ними просто не успевает, она оторвана от практики и не адаптирована к реальности. Для многих профессий необходимы, например, навыки делового общения, грамотная устная и письменная речь, способность быстро адаптироваться в новом коллективе. И такие дисциплины нужны современному студенту.
Было бы здорово, если бы в нашей системе образования были созданы условия для того, чтобы уже в 9 классе ребёнок мог осознанно подходить к выбору профессии. Например, курсы по профориентации, где дети смогли бы попробовать себя в разных сферах, тренинги по формированию бизнес-мышления, занятия по менеджменту. И, подходя к выпуску из школы, он знал бы, чего хочет от жизни. Нужен осознанный подход к образованию через добавление “мягких” компетенций, необходимых в будущем. Это важно и для школьников, и для студентов.
Отсутствие диплома об окончании вуза зачастую компенсируется желанием работать и развиваться, тем более, современные компании готовы вкладываться в обучение и развитие сотрудников. Если человек, имея среднее профессиональное образование, стремится двигаться дальше, он добьётся успеха».
Артём Гусельников, бизнес-консультант: «Высшее образование получать нужно, но не стоит рассчитывать, что оно даст что-то само по себе. Сейчас знания можно получать самостоятельно, а вуз даёт полезную практику (её будет значительно меньше, чем едва полезной теории) и знакомства. Именно знакомства и рабочие отношения как со студентами, так и с преподавателями в дальнейшем могут помочь в построении карьеры.
“Корочки” бесполезны. По крайней мере, мне нигде и никогда они не пригодились — никто не смотрел в диплом. Бумажки — ничто, социальные связи — всё. А если быть честным, то, помимо прочего, высшее образование — это способ продлить беззаботное существование и начать чуть менее стрессовый переход во взрослую жизнь.
Самосовершенствование необходимо. В любой сфере, по любой теме — неважно, связана она с профессией или нет. Главное, принять, что мы по своей природе ленивы, и перебороть этот фактор.
Журфак не научил меня писать. Как в печать, так и в журналистику я пришёл без навыков, осваивал всё “в полях”. Но, например, на телевидение попал с помощью одногруппницы, за что безмерно ей благодарен. Сейчас работаю в абсолютно иной сфере, занимаюсь стратегическим и операционным бизнес-консалтингом — помогаю среднему бизнесу минимизировать потери и зарабатывать деньги, внедряя японскую управленческую систему. В компании только два человека с гуманитарным образованием и оба – журналисты-телевизионщики из Барнаула. И тут пригодились навыки, отработанные во время работы на телевидении — умение руководить рабочим процессом и грамотно коммуницировать с людьми».
Олег Харлов, спортивный журналист:
«Когда речь идёт о получении высшего образования, нужно иметь в виду не только конечный результат – получение диплома, но и сам процесс обучения. Это незабываемые четыре (или даже больше) года студенческой жизни. Многие студенты, попадая в вуз, начинают заниматься наукой и в дальнейшем становятся заметными учёными. Другим учёба в вузе помогает найти себя в творчестве или спорте. А кто-то обретает надежных друзей, любовь всей жизни или полезные знакомства. Но не стоит забывать, что ещё больше пользы и удовольствия от обучения ты получишь, если выбрал любимую профессию.
Есть компании, куда берут на работу только с высшим образованием. И без диплома, каким бы крутым специалистом в своей области ты не был, устроить тебя не смогут. В основном это государственные организации, у которых есть определённые требования. Есть профессии, где высшее образование не так уж важно, но совершенствовать себя нужно всегда. Это требование современности. О какой бы отрасли мы не говорили. Технологии развиваются, мир меняется, поэтому нужно постоянно быть в тренде. Если хочешь быть конкурентоспособным в профессии, то должен самосовершенствоваться.
Да, помимо самих “корочек”, без которых меня не взяли бы на работу, на истфаке я научился критическому мышлению, работе с источниками и аргументированию своей точки зрения. И это сейчас очень помогает в профессии».
Алексей Янкин, пресс-секретарь Фонда В.А. Шаманова «Защитники Отечества»: «В своё время я освоил несколько рабочих профессий и получил два высших образования. Решать, нужна или нет “вышка”, должен сам молодой человек. Быть успешным можно и с дипломом о высшем образовании, и со свидетельством о профессии рабочего. В этом я убежден и встречал разные примеры. Мерилом выбора должно быть чувство счастья, которое приносит то дело, которым профессионально занимаешься.
С 2010 года, после получения профильного образования, я работаю журналистом. И даже когда уходил с краевого телевидения на госслужбу, наличие диплома журналиста было необходимым условием приёма на работу.
Без документа о высшем образовании закрываются двери ко многим профессиям и должностям. В не меньшей мере, чем сам диплом, важны актуальные глубокие знания, умения и навыки, которые приобретаешь во время обучения. Мир так устроен: чтобы быть конкурентоспособным, нужно постоянно совершенствоваться. Этому принципу следую и после окончания вуза. Прошёл несколько курсов повышения квалификации, в том числе платных.
Конечно, время должно быть потрачено с пользой. Поэтому идеальным считаю тот вариант, когда молодой человек одновременно учится и работает по профессии».