Одной из наиболее распространенных проблем, с которой родители обращаются к специалисту, является повышенная тревожность ребенка.
Тревожность – повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта, беспокойству, волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. Причем, даже если все вокруг хорошо и благополучно, ребенок может испытывать фоновое ощущение предстоящей беды (страх перед неизвестностью).
Различают ситуативную и личностную тревожность. То есть в умеренном количестве в определенных стрессовых ситуациях тревога оправдана и даже полезна – она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или эффективнее справиться с задачей. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, не испытывать никаких проблем.
Личностная тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности, влияя на все сферы жизни, на самооценку, мотивацию, взаимодействие с окружением. Человека сопровождает чувство напряжения, неявной угрозы, а любое взаимодействие с окружающим миром воспринимается как источник потенциальной опасности, напряжения и дискомфорта.
Рекомендации родителям тревожных детей и подростков:
– старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте;
– избегайте фраз типа “поймешь, когда вырастешь” – знание появляется не от возраста, а от взаимодействия с окружающим миром – в первую очередь с родителями! Дети не учатся тому “как надо” или “хорошему” и “плохому” сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять – непонимание порождает тревогу;
– говорите о своих эмоциях и чувствах;
– не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах;
– старайтесь всячески убеждать ребенка в своей безграничной и безусловной любви – демонстрируйте это, говорите, однако не “душите” этим чувством, оно не должно вызывать у него смущения или ощущения, что таким образом вы готовы взять на себя и всю ответственность;
– отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи;
– избегайте употребления слов, унижающих достоинство;
– не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие “по шаблону”, попросите его объяснить их причину (!), деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему;
– сведите к минимуму число замечаний;
– не пугайте невыполнимыми наказаниями;
– чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям – это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное;
– оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;
– совместно выполняйте упражнения на релаксацию. Малышам трудно понять – что значит расслабиться. Предложите представить приятное место, например дачу летом, расскажите друг другу о своих ощущениях – как там хорошо, как светит солнце, жужжат пчелы и т.д. Особенно эффективно перед сном;
– тревожные дети, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог;
– ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего ребенка;
– по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь – ребенок должен учиться справляться с трудностями – сперва с вашей помощью, затем самостоятельно (тут стоит упомянуть о пользе овладения навыкам саморегуляции);
– предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него;
– в случае невозможности избежать серьезного стресса, заранее готовьте малыша к этой ситуации;
– делитесь своими детскими воспоминаниями – в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях;
– показывайте ребенку разницу в его достижениях – сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие.