Фраза «У меня нет времени» молодеет с каждым годом. На вечную занятость теперь жалуются и поглощенные работой взрослые, и школьники, захваченные всевозможными кружками, курсами, соцсетями и интернетом.
Если до определенного возраста временем ребенка еще можно распоряжаться и влиять на распорядок дня, то годам к 13-14 это становится почти невыполнимой задачей. И в этот момент не стоит пытаться вернуть былое влияние или ужесточить контроль. Гораздо полезнее научить подростка распоряжаться временем правильно и познакомить его с таким понятием как «тайм-менеджмент».
Тайм-менеджмент для взрослых = тайм-менеджмент для подростков?
Ответим сразу: нет. Многие «взрослые» техники предлагают слишком жесткие методы. Ну не сможете вы доказать ребенку, что он должен ограничивать свое общение в соцсетях, закрыть диалоги с друзьями или совсем отказаться от игр, потому что учеба важнее.
Лучше научите их сознательнее и быстрее справляться с делами насущными, чтобы они могли позволить себе отдых. И вот для этого можно подсмотреть у экспертов взрослого тайм-менеджмента что-то интересное.
«Что мне вообще нужно сделать?»
Нам часто кажется, что всю нужную информацию мы можем удержать в голове. Это неправильно. В любом возрасте. Потому что так мы загружаем рабочую память и, если говорить совсем просто, нам становится сложнее думать и действовать. В нашей голове царит хаос из дел нерешенных, недодуманных, забытых, и он мешает осознать, чем мы занимаемся в данный момент.
Школьникам бороться с этим хаосом должен помогать дневник, но не все любят в него заглядывать. Дневник (особенно с двойками) вызывает неприятные ассоциации. Чтобы от них избавиться, можно попробовать завести дневник «Личных дел». Это может быть красивый блокнот или даже специальная программа вроде Todoist. В этой аналогии с рабочим ежедневником не будет двоек и будет приятное ощущение взрослости.
Но заполнять его пока рано. Для начала научимся понимать, что вообще нужно сделать в этот день/неделю/месяц. Для этого попробуем «разгружать рабочую память».
Разгружаем рабочую память и создаем список дел
Два метода для этого мы подсмотрели у Максима Дорофеева, а он подсмотрел у других хороших авторов.
Первый – «Метод созерцания точки» – у Андрея Швецова. Все что нужно – это взять листок, ручку, расположиться поудобнее и попытаться сконцентрироваться на одной точке. Мозг быстро посчитает это занятие скучным и внимание начнет переключаться на что-то другое. Именно это нам и нужно. Записывать нужно все, что приходит в голову – так и получится список того, что имеет значение в данный момент.
Всплывать в процессе будут и невыученные уроки, и внеклассные занятия, и просто желания поиграть или встретиться с друзьями. На листке должно оказаться все – разбираться будем позже.
Второй метод – «Метод спусковых крючков» – придумал Дэвид Аллен. Он чуть сложнее, чем первый. Теперь мысли в голову посылает не наше рассеянное внимание, а список определенных слов. Во взрослом списке это «работа», «домашние дела», «спорт» и т.д. В подростковом мы собрали слова, подходящие по возрасту.
Как им пользоваться?
- Сядьте в спокойном тихом месте, где вы сможете хотя бы десять минут побыть в тишине (лучше, если это место будет далеко от компьютера и смартфона).
- Положите перед собой белый лист бумаги — туда вы будете записывать все возникающее в голове.
- Возьмите список спусковых крючков и начинайте неспешно и вдумчиво читать пункт за пунктом.
- Если тот или иной спусковой крючок сработает, напомнив вам о потенциально забытом деле, запишите это дело на листке и продолжайте читать список дальше.
- Когда список спусковых крючков закончится, оставайтесь на месте в течение трех-пяти минут. В этот момент из вашего сознания может всплыть что-то еще.
Что это даст? После использования одного из методов, у подростка появится список актуальных дел.
«Этим я займусь завтра»
Список дел есть, но брать первое попавшееся и делать – не продуктивно. Для начала нужно поделить дела из списка хотя бы на три категории: сегодня, в течение недели, в течение месяца. Как показывает практика, последняя группа обычно превращается в «когда-нибудь». Делить можно с помощью коробочек, программ или того же листа бумаги. Главное, чтобы к задачам легко можно было вернуться.
Список разделили, теперь оформляем список в нашем дневнике «Личных дел». Здесь существует масса советов. Кто-то говорит не дробить дела на слишком мелкие пункты, другие утверждают, что задачи должны быть максимально разделены на шаги.
Мы предлагаем делать так, как вам удобно. Но лучше всего, если глядя на пункт в списке, сразу будет понятно, как начать выполнять задание. Например, не просто «встретиться с Сережей», а «прийти на встречу с Сережей в понедельник в 17.30» или не просто «сделать ДЗ по математике», а «открыть учебник по математике на странице N и решить две задачи». Здесь можно обратиться к нелюбимому школьному дневнику.
Как составить такой список после разгрузки рабочей памяти – понятно. А что делать на следующий день? Можно опять разгрузить память и воспользоваться списком дел на неделю.
Что это даст? Подробный список дел на день с максимально понятными пунктами.
«А я точно все успею?»
Но как понять, сколько подросток может сделать за день? Как помочь ему не перегружать свой день, но и не давать излишне лениться? Нужно последить за продуктивностью с помощью таймера.
Попробуйте вместе засечь, сколько времени уходит на выполнение стандартных действий. Например, на решение одной задачи по математике, упражнения по русскому языку или д/з по литературе. Понятно, что задания могут быть разной сложности, но можно измерить их примерную продолжительность. Это поможет осознать, что домашнее задание, на самом деле, занимает не весь день. Стоит лишь разбить его на небольшие блоки и отключить на это время мобильный.
Докажем это на простом примере. Как вы думаете, сколько времени вы будете мыть 10 тарелок и 10 стаканов? 15 минут? 20 минут? Может быть 30?
Если засечь время с помощью таймера, то мы узнаем, что на мытье одной тарелки уходит 30 секунд, а стакана – примерно 40. Итого на такое количество посуды мы потратим около 12 минут.
Что нам дает эта информация? Теперь, когда мы увидим, что у нас есть свободные 12 минут. Например, перед приходом курьера или началом любимого сериала, мы сможем потратить их именно на мытье посуды, так как точно знаем, сколько нам нужно времени.
Также развиваются события с домашним заданием. Если подросток знает, что одна задача по математике занимает примерно 15 минут, то он может спокойно взяться за нее, когда у него будет небольшой перерыв. Еще легче дела будут обстоять с чтением. Например, нужно прочитать параграф из 10 страниц. Одна страница занимает примерно минуту. Значит на параграф нужно всего 10.
Что кажется наиболее выполнимым «прочитать параграф» или «прочитать параграф за 10 минут»?
С помощью нехитрых подсчетов можно узнать, сколько времени на выполнение всего дз понадобится в тот или иной день и планировать день с учетом нагрузки. Но все-таки собирать домашнее задание в один большой блок не рекомендуется: даже взрослым концентрации хватает максимум на 45 минут, а у подростков этот показатель еще ниже. Так что если вы решили посадить ребенка за стол часа на 3-4, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Лучше разбивайте время на блоки и закладывайте в них конкретные задачи. Например, 45 минут – 3 задачи по математике. Сделает быстрее, можно посидеть в телефоне, поиграть или двигаться дальше по списку дел. Ориентируйте ребенка не на потраченное время, а на результат.
Кстати, измерять время, проведенное в телефоне тоже можно. Например, с помощью программы Moment. В ней есть семейный режим, в котором можно ограничить время подростка, потраченное на смартфон.
Но лучше все же действовать мирными методами и рекомендовать ребенку просто следить за тем, сколько времени он проводит в мобильном. После замера можно вместе придумать приятные дела, на которые можно потратить время вместо телефона.
Тайм-менеджмент для подростков руками родителей
Подведем итог. Что нужно сделать, чтобы помочь подростку познакомиться с тайм-менеджментом?
- Начните с приятного: купите ему красивый ежедневник или вместе выберите онлайн-программу для ведения списка дел;
- В выходные попробуйте вместе разгрузить рабочую память: выберите один из методов и предложите ребенку составить список актуальных дел. Важно, чтобы при этом свой список он составлял сам, а вы в это время занялись списком для себя;
- Опять же вместе разделите эти дела на три категории: сегодня (завтра, если делаете вечером)/ неделя/ месяц (или все-таки когда-нибудь);
- Составьте в ежедневнике или программе список дел на день с максимально понятными пунктами;
- Попробуйте выполнить его, а вечером обсудите, сколько задач вам удалось сделать. Договоритесь, что до конца недели будете замерять время, которое тратите на ежедневные дела, с помощью таймера;
- В выходные снова разгрузите рабочую память, проанализируйте список получившихся дел и данные, которые измерили за неделю. Попробуйте составить список на следующий день/неделю более осознанно, ориентируясь на реальное время для выполнения задач;
- Повторяйте цепочку «разгрузить память – составить список дел – разделить на категории – составить расписание на день» каждую неделю. Можно выделять на это полчаса в воскресенье вечером.
Родителям не только можно, но и нужно участвовать в этом процессе. Во-первых, вы сохраните близость с подростком и будете понимать, чем он занимается. Во-вторых, научитесь или усовершенствуете собственный тайм-менеджмент.
zen.yandex.ru