Британский Институт Карьеры, в разработанном им учебном плане, предлагает начать профориентационную работу с детьми, когда они достигают возраста около 7 лет. В этом возрасте они уже имеют представления о работе и могут проявлять склонности к определенным профессиям, а также представляют, чем занимаются и какими навыками обладают представители этих профессий.
Также нужно учитывать следующую тенденцию. Если в детском саду и начальных классах дети не имеют склонностей к точным и прикладным наукам, таким, как математика и прочие дисциплины, связанные с технологиями, то и в более старшем возрасте эти склонности, вероятно, не появятся. А ведь существует распространенное мнение, что технологии и инжиниринг в ближайшие декады будут одними из самых востребованных и актуальных направлений.
Впрочем, это не влияет на тот факт, что детей нужно знакомить со всем разнообразием профессий, из которых они впоследствии смогут выбрать свою собственную. Во-первых, это расширяет их кругозор и представления о мире. А во-вторых, собственно, позволяет выбрать себе занятие, а в будущем и профессию по душе, в которой они смогут достичь успеха, что и является главной целью родителей.
- Большинству родителей процесс профориентации представляется контролем над выбором ребенка. Конечно, на самом деле все обстоит совершенно по-другому. Ребенок должен чувствовать свободу выбора в отношении многих своих решений. Ответственность за решение сделает его увереннее.
- Крайне важно поддерживать ребенка: уважать его выбор, поощрять его интересы и увлечения или помогать ему их искать. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал неуверенность и боялся выбирать или интересоваться чем-то.
- Впрочем, не стоит слишком часто хвалить ребенка, чтобы не сделать его впечатления и цели ложными. Важно, чтобы ребенок интересовался какой-либо деятельностью в силу его склонностей или желания познавать новое, а не чтобы получить похвалу и остановить после нее свой прогресс или вовсе забыть о новом увлечении.
- Дайте ребенку возможность выбирать. Знакомство с большим числом профессий не только расширит его кругозор, но и позволит ему попробовать себя в разных сферах. Это можно сделать и с помощью описанных выше средств, например, игр, и с помощью разных кружков и секций. Также важно отмечать, какие увлечения вызывают у ребенка наибольший интерес, и где он преуспевает больше всего. А еще – побуждайте ребенка к общению, ведь социальные навыки пригодятся ему во всех сферах жизни, включая выбранное увлечение или его поиск.
- Общайтесь с ребенком на тему его сильных и слабых качеств, чтобы он знал, в чём хорош, а что стоит подтянуть. Однако важно делать это не категорически: за успехи хвалить, а на слабые стороны мягко указывать и помогать их исправить и стать лучше. Ребенок не должен бояться ошибок – тут важно объяснить, что работа над ошибками приводит к успеху – и знать, в чем он хорош.
Главное в профориентации детей – дать им возможность расширять кругозор и воспитать в них интерес и желание познавать мир, не бояться пробовать себя в новых увлечениях и чувствовать в себе уверенность. Все это в конечном счете позволит им выбрать профессию по душе, не сомневаясь в себе и в своей будущем.
Rb.ru