Мотивация это сложно устроенная система. Обычные стратегии типа положительного подкрепления или наказания, как правило, работают временно, если вообще работают. Они часто имеют побочный эффект – снижают у детей и без того слабую мотивацию делать что-то, что не хочется делать. Вот что говорит наука о том, как по-настоящему мотивировать подростка, чтобы у него появилось желание учиться.
Мотивация связана с дофамином – нейротрансмиттером, который должен заставлять нас желать достижения каких-либо важных целей (выживание, размножение, повышение социального статуса и т.п.). Его часто путают с серотонином, отвечающим за чувство удовольствия. Дофамин не отвечает за само чувство удовольствия, он усиливает желание это удовольствие заполучить. Уровень дофамина в организме повышается, когда мы получаем полезный опыт, например, победу в игре или похвалу. А вот когда уровень дофамина низкий, то и делать ничего не хочется, и скучно постоянно.
Уровень дофамина очень легко и быстро падает, особенно у подростков, у которых и так гормоны нестабильны. Главный враг дофамина — это стресс. Даже легкий, но при этом хронический стресс может привести к сильному падению уровня дофамина у вашего подростка. Мозг подростка более чувствителен к стрессу, чем мозг взрослого человека, это тоже важно не забывать.
Вообще, хронический стресс, также называемый токсическим стрессом, вреден для любого человека в любом возрасте, но особенно вреден для подростков, поскольку может привести к необратимым изменениям мозга вплоть до уменьшения его размеров, повреждения памяти, восприятия и так далее. Это, конечно, крайние случаи, гораздо чаще хронический стресс приводит к тревоге, депрессии, злоупотреблению различными веществами.
Так что первое, что должны сделать заботливые родители, так это прекратить читать мотивационные нотации — должны убрать стресс. Надо честно признать, что для многих подростков источником хронического стресса являются сами родители со своими нравоучениями, ворчаниями, контролем за домашними заданиями, наказанием за плохие отметки и так далее. Отстаньте от детей. Займитесь собой.
Второе — постараться восстановить вашу связь. Немотивированные подростки часто имеют натянутые отношения с родителями. Если вы постоянно ворчите на ребенка, значит, ваша привязанность друг к другу нарушена. А привязанность к кому-то, кто о тебе заботится, один из самых мощных мотиваторов делать что-то для себя и для него, чтобы его порадовать, услышать от него похвалу, увидеть, что тобой гордится близкий человек. Станьте источником силы в жизни вашего подростка, а не источником стресса.
Крепкие, позитивные отношения строятся на доверии и уважении. Никому не нравится, когда на него орут, угрожают, приказывают, не считаются с его мнением. Мы воспитываем детей, чтобы они стали хорошими взрослыми. Так и разговаривайте с ними как с хорошими взрослыми, уважительно обсуждайте с ними даже те вещи, по поводу которых у вас разногласия.
В-третьих, окажите им больше доверия в учебе. Есть теория Деси-Райана, согласно которой подростки, которые думают, что контролируют свою деятельность, более мотивированы в достижении целей. Подростки особенно чувствительны к тому, что их контролируют или принуждают учиться. Они наоборот не будут испытывать желания учиться, если будут испытывать такое давление. Но как только они приобретают внутреннюю мотивацию, они начинают учиться гораздо охотнее. Опять же – отстаньте, ослабьте свой контроль за их учебой.
Секрет такого подхода в том, что дети усваивают ценности тех, с кем они чувствуют надежную связь (при условии, что она не нарушена, конечно). Ребенок будет сам себе говорить примерно следующее: «Мне нужно учиться, потому что мама говорит, что это важно, и у меня нет повода ей не верить». А не потому, что мама накажет. Желание избежать наказания очень токсичная мотивация, куда лучше мотивация порадовать всех и получить похвалу.
Подростки, которые не ценят образование так, как их родители, обычно отражают отсутствие прочной связи с родителями.
В-четвертых, дайте подростку истинную автономию. Автономия — очень важный мотиватор для человека со здоровой нормальной психикой. Внутренняя мотивация может вырасти только на почве личной автономии, приобретении свободы выбора и действий.
Родители, как правило, впадают в панику, когда пытаются дать своим подросткам автономию. Им кажется, что ребенок пойдет во все тяжкие и точно забросит учебу. Угнетенный ребенок именно так и сделает, если вы на него неожиданно обрушите свободу после многих лет тотального контроля. Но если свободу, а соответственно и ответственность за свои поступки, вы предоставляете дозировано, то ребенок в отрыв не уйдет. Настоящая автономия дается, когда ребенок получает возможность испытать естественные последствия своих действий (или бездействия).
Самое главное удержаться и не вскочить снова на водительское кресло с криками «Это не работает, он ни черта без меня не сможет сделать!».
Пятый момент – помогите ребенку повысить свое чувство компетентности. Когда мы чувствуем, что в чем-то приобретаем мастерство, мы становимся увереннее, у нас повышается самооценка и это улучшает нашу мотивацию к дальнейшим победам. Вы можете давать советы ребенку как мастер ученику, если вы занимаетесь одним хобби или если вы разбираетесь в школьном предмете на уровне учителя (не решать за него задачи, а подсказывать, на что обращать внимание, чтобы решить). Если не разбираетесь – наймите репетитора, который научит ребенка лучше, чем его учитель, решать задачи и не терять интерес к предмету.
Шестое — поощряйте физические упражнения и спорт в жизни ребенка. Физическая активность часто недооценивается родителями, но она очень важна, важнее дополнительного кружка по философии. Физическая нагрузка помогает повысить уровень дофамина, улучшает настроение, когнитивные функции и пластичность мозга. Подросток чаще пребывает в хорошем настроении, а это залог хороших социальных отношений, которые тоже мотивируют на свершения.
Dzen.ru