- Наш собственный опыт уже не годится
Всё непрерывно меняется – технологии, мир профессий, рынок труда, спрос на компетенции. Будущее неопределённо и неведомо. Нашим детям придётся строить свой путь уже в совершенно ином мире, чем приходилось нам. Поэтому наш собственный опыт, воспоминания о том, как это было в своё время с нами, почему что-то «получилось» или «не получилось» в нашей жизни – здесь не подходят. Своими советами, основанными на собственной «мудрости прежних лет», мы вряд ли сможем помочь можем нашим детям в процессе их профессионально-карьерного самоопределения, но скорее всего – очень легко сможем им навредить. Лучше просто воздержаться от любых советов.
- Дайте детям возможность для проб и ошибок
Нет ничего вреднее для развития человека и общества, чем нынешняя мода на безопасность и стерильность, поддерживаемая слепым родительским инстинктом и призванная защитить детей от всего, что несёт с собой жизнь. Великий русский врач и педагог XIX века Николай Иванович Пирогов говорил, что мы должны воспитать из наших детей не тепличные растения, а «атлетов жизненной борьбы». Психологическая наука достоверно установила, что развитие человека происходит посредством кризисов. И главный кризис связан с переходом во взрослую жизнь, выбором сферы профессиональной деятельности. Чтобы научиться выбирать, надо совершить череду проб и ошибок. Пробы и ошибки – прекрасный повод для совместного изучения законов самоопределения в меняющемся мире. Задача родителя – не заслонить ребёнка от ошибок и от неприятностей в процессе выбора профессии, а оказаться рядом, когда они уже произойдут, и ему понадобится с кем-то обсудить, что произошло и почему.
- Ищите практики
Подготовка к школьным экзаменам и выбор ЕГЭ, который ребёнок будет сдавать, не имеет никакого отношения к профессиональному самоопределению. Точно так же не имеют к этому отношения школьная предметная успеваемость и так называемые «предметные способности». Не зря эти способности называют ещё «академическими»: к жизненной практике они имеют самое отдалённое отношение. Для того, чтобы быть успешным в мире труда и профессий, нужны совершенно другие способности и навыки, узнать о которых можно только в опыте практической деятельности. Поэтому как можно раньше начинайте знакомить детей с разными профессиями и с теми, кто ими занимается, записывайтесь на кружки, секции, студии дополнительного образования, посещайте Кванториумы и дома детского творчества, ищите возможности для посещения профессиональных проб и профориентационных экскурсий, для участия в разнообразных волонтёрских практиках. Прекрасная вещь – хобби, в том числе семейные. А если ваш ребёнок уже подростком устроиться на настоящую работу в настоящую компанию или проект – это бесценный опыт для его дальнейшего профессионального самоопределения. Сначала поработать на нескольких доступных видах работ, а потом уже выбирать, какое профессиональное образование получить – лучший способ профессионального самоопределения, который через некоторое время уже не будет казаться экзотическим.
- Не перекладывайте выбор на чужие плечи, а готовьтесь к нему заранее
Родители, которые приходят с детьми к психологу-профконсультанту, чаще всего ждут, что консультант сделает профессиональный выбор за них и выстроит для ребёнка «профессиональную карьеру под ключ». Но если профессию (специальность, вуз, колледж) выбрал не сам человек, а кто-то другой – это «чужой выбор». А значит, в этой профессии (в этом вузе, колледже) человек, скорее всего, потом так и будет чувствовать себя отчуждённым.
Но почему в процессе профессионального выбора возникает желание переложить ответственность на чужие? Прежде всего потому, что выбор профессии – действительно очень сложная жизненная задача. Необходимость её решения вызывает стресс. Причина стресса в том, что к такому выбору ребёнка (да и вас) скорее всего никто не готовил. Но чтобы необходимость этого выбора не свалилась как снег на голову (в девятом или в одиннадцатом классе школы), лучше самим озаботиться своевременной подготовкой. Пусть в жизни вашего ребёнка – уже с первых школьных лет – будет как можно больше ситуаций, которые станут для него «тренингом выбора». Периодически обсуждайте с ним решения, которые он принимает, совершая те или иные маленькие выборы в своей школьной и внешкольной жизни. Почему он поступает так или иначе? Если ребёнок научится обосновывать свои решения, считайте, что подготовка к профессиональному выбору началась.
(Автор напоминает, что его лайфхаки адресованы умным родителям, то есть таким, которые умеют сделать свои отношения с детьми дружескими и доверительными, независимо от возраста).
- Мы выбираем не только профессию, но и образ жизни
И чем дальше, тем больше – именно образ жизни. Какая социально-трудовая роль представляется вам или вашему ребёнку наиболее привлекательной: Наёмного Работника, Человека Служения, Фрилансера, Предпринимателя, Инвестора или даже Безработного? Это прекрасный повод для обсуждения. Найдите примеры известных вам людей, образ жизни которых определяется разными социально-трудовыми ролями, которые они исполняют. Прикиньте вместе с ребёнком, с какой роли лучше всего начать свой жизненный путь. Какое направление образования, какой профессиональный опыт после школы нужно будет получить, чтобы на определённом этапе своей карьеры достигнуть желаемого?… Заодно изучите, вместе с ребёнком, куда поступают выпускники тех или иных колледжей или вузов, какая у них зарплата после выпуска? Возможно, ознакомившись с реальностью, ему стоит пересмотреть какие-то представления о своей будущей жизни?
- На любой работе вашему ребёнку понадобятся все типы способностей и навыков
Время, когда мы делили профессии на пять сфер («Человек – Человек», «Человек – Техника», Человек – Природа», «Человек – Знаковая Система», «Человек – Художественный Образ») безвозвратно ушло. Врач-диагност, работающий на УЗИ – это «Человек – Человек» или «Человек – Техника»? А автослесарь в автосервисе, взаимодействующий с клиентом? А веб-дизайнер? А педагог в онлайн-образовании? А инженер, должность которого всё чаще звучит как «инженер по продажам»?… Одним словом, конвергенция (взаимопроникновение) профессий – сложившийся факт. Поэтому, независимо от выбранной «специальности», любому работнику придётся работать в нескольких сферах, а то и во всех пяти разом. Это, кстати, хороший аргумент для нас и для наших детей, почему школьное («общее»!) образование всё-таки не совсем уж бесполезная вещь.
- Карьера строится на увлечённости
Наверное, самый частый вопрос, который задают профконсультантам родители: «Какую профессию выбрать – ту, которая нравится или ту, за которую хорошо платят?» Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять: как сложится судьба человека, если он выберет профессию, которая ему не нравится? Вряд ли он сумеет сделать успешную карьеру, то есть – добраться до той ступеньки, на которой действительно «хорошо платят». Скорее, наоборот: он оставит нелюбимую работу, если у него будет такая возможность, и начнёт строить свою профессиональную жизнь уже на других основаниях. Но часто этот ложный шаг – необходимый и даже неизбежный этап на пути обретения зрелости, который предстоит пройти нашим детям. Важно лишь понять, что ценность представляют не столько сами ошибки, сколько выводы, которые мы из них делаем.
И в заключение несколько общеизвестных истин о современном мире, которые не помешает вспомнить ещё раз.
Выбор профессии – это давно уже не выбор «раз и на всю жизнь». Скорее всего, после первого выбора придётся выбирать ещё раз, снова и снова, на протяжении всей жизни, и даже потом, после выхода на пенсию.
Универсальные компетенции – «софт скиллз» (soft skills) – в профессиональной деятельности приобретают не меньшее, а порой и большее значение, чем собственно профессиональные компетенции – «хард скиллз» (hard skills). Что такое «софт скиллз»? Это прежде всего социальные навыки, связанные с коммуникацией, организацией, работой в команде, а также с самообразованием и обработкой информации. Наличие их у человека – базовое условие готовности к любому виду профессиональной деятельности. Но это не значит, что «софт скиллз» полностью вытесняют «хард скиллз», и что можно быть успешным ветеринаром, инженером или поваром только за счёт своей коммуникабельности или организованности.
Во всём мире «профессия» постепенно перестаёт быть стабильным набором трудовых функций, требующим определённых знаний, умений и навыков – и становится персонализованным динамичным набором компетенций. В мире ближайшего будущего большинство «профессий» будут определяться как «рабочее место, созданное работником под себя».
Это не значит, что сама ценность профессионализма отмирает. В современном мире профессионализм – это базовый набор профессиональных компетенций, широкая базовая сфера профессиональной деятельности, в рамках которой человек включается в разные проекты и реализует их – в команде или самостоятельно, последовательно или параллельно.
Современные российские дети чаще, чем о других профессиях, мечтают о профессии предпринимателя. Но на практике выбирают путь предпринимателя реже, чем любой другой. Потому что опыт ни семейной, ни школьной жизни к этому их не готовит.
Часть жизни вашего ребёнка, которую он проводит в Интернете – это неизбежность. Возможно, что она тоже готовит его к профессиональному самоопределению: весьма вероятно, что большая половина его профессиональной деятельности будет проходить в сети.
Когда дети мечтают о такой профессии, которая будет интересной, даст им возможности для творчества и самореализации, обеспечит гибкий график и наличие свободного времени – это значит, они мечтают о том, чтобы их личностное развитие было успешным
Когда родители мечтают о такой профессии для своих детей, которая даст им стабильность, возможности для карьерного роста и не будет их сильно напрягать – это значит, они мечтают о том, чтобы личностное развитие их детей не состоялось.
https://igor-st-sergeev.livejournal.com/20161.html