Начался учебный год, а вместе с ним в жизнь родителей школьников вернулась домашка. Почему родителей? Потому что многие делают домашние задания вместе с детьми, а кто-то даже вместо них.
Прежде чем перестать что-то делать за ребенка, нужно понять, почему мы так поступаем. Обычно родители начинают делать уроки за ребенка по следующим причинам:
Собственные детские травмы. «Родители мне совсем не помогали, я сделаю всё иначе». Иногда подобные стремления выходят из-под контроля, мы начинаем делать за ребенка всё. Даже то, с чем он вполне может справиться сам.
Неадекватная оценка. Мы думаем, что ребенок еще слишком маленький, чтобы самостоятельно решать примеры или написать хороший доклад. Вместо того, чтобы помочь, начинаем всё делать вместо ребенка.
Перфекционизм. Если родители страдают от перфекционизма, они боятся, что ошибутся сами, и что ошибутся их дети. Поэтому им проще сделать самим и убедиться, что всё выполнено правильно.
Недоверие и авторитаризм. Авторитарные родители не верят, что ребенок может сделать что-то хорошо. «Ты все равно не сможешь», — говорят они.
Если замечаете, что предпочитаете дать ребенку готовый ответ, а не разбираться в проблеме вместе с ним, меняйте ситуацию! Это не значит, что мы не должны помогать детям в выполнении домашних заданий. Это значит, что мы должны изменить своё поведение. В конечном счете от этого выиграют все.
- Отпустите контроль
Ребенок — это не вы и не ваше продолжение. Он имеет право на свои ошибки, двойки и невыполненные задания. Если мы все делаем за ребёнка, то отнимаем у него эту возможность. Он не учится сам, не узнает новое и не умеет принимать поражения и ошибки.
Выполнение заданий за ребенка — одна из форм родительского контроля. И если мы хотим прекратить делать домашнюю работу за него, самое время прекратить контролировать. Но навык самостоятельности надо формировать постепенно. Сначала попросите ребенка выполнить домашнее задание и укажите ему на ошибки, если они есть. На следующем этапе предложите искать ошибки самостоятельно, указав на номера неправильных примеров. Со временем ответственность за домашнее задание и его правильное выполнение полностью перейдет к ребенку.
- Делайте вместе, а не вместо
Во время обучения ребенок сталкивается с определенными трудностями: он не понимает, как выполнять задание, или не может разобраться с его условиями. Но не спешите давать ребенку готовые решения, предложите порассуждать и подумать. Спросите, как он понимает задание и как можно его выполнить. Если ребенок затрудняется ответить, предложите ему найти решение вместе.
Если у него возникают сложности с подготовкой устного ответа, научите его делать планы, в пунктах которых отражаются ключевые сообщения. Такой план систематизирует знания и поможет лучше запомнить материал. Аналогичным образом можно готовить доклады и проекты.
- Учите планировать
Если вы делаете домашку вместо ребёнка, вы лишаете его очень важного навыка — планирования. Объясните, что сначала нужно выполнять письменные, а потом устные задания. После выполнения основной работы нужно выполнить дополнительную — выделить время на подготовку проекта или написания доклада. В работе учите отличать простое (задания, с которыми он может справиться без посторонней помощи) от сложного (задания, для которых нужно поискать ответы или попросить помощи взрослых) и выполнять сначала то, с чем он может справиться сам.
Обучите ребёнка простейшим методам тайм-менеджмента и упражнений из него. Для детей отлично подходит метод Помидора: он заводит таймер на определенное время и уделяет его выполнению задания. Если за отведенный промежуток не получилось решить задачу или найти информацию, их лучше отложить и перейти к следующему заданию, а к сложному вернуться позднее.
- Мотивируйте и поддерживайте
Ошибки — неизбежная часть обучения. Когда мы ругаем за них или говорим, что нам стыдно за ребенка, мы формируем у него страх перед ошибками и склонность к перфекционизму. Это не только не поможет ему учиться лучше, но и приведет к проблемам во взрослой жизни.
Очень важно хвалить ребенка не за оценки, а за старания и стремления. Это поможет концентрироваться на процессе. В то же время разбирайте с ребенком ошибки, из-за которых ему снижают оценки и находите решения, которые помогут их избежать в будущем.
- Расскажите, зачем ему делать домашку
Важно объяснить ребёнку, что дополнительное чтение параграфа или решение столбика примеров поможет, например, закрепить знания и прокачать мозг. Если ребенок в принципе не понимает, зачем ему нужен тот или иной школьный предмет, вместе найдите практическое применение полученным знаниям. Например, знание физики поможет ездить на велосипеде и не падать, биология — понимать, какие растения и животные могут причинить вред.
- Помогайте, когда возникли трудности
Нежелание выполнять домашние задания и постоянные просьбы о помощи могут быть связаны с тем, что ребенок не понимает предмет или ему не хватает вашего внимания. С вниманием разобраться легко, с непониманием — тоже. Это могут разовые и постоянные задания с репетиторами, онлайн-курсы по выбранному предмету, кружки и дополнительные занятия в библиотеках, научно-популярные фильмы и передачи.
- Устройте эксперимент
Придумайте что-то мотивирующее, что получит ребенок, который всю неделю сам делает домашку. Но награда должна быть нематериальной: совместный поход в парк развлечений или на интересную выставку.
Обговорите правила: как долго продолжается эксперимент, сколько раз в день или неделю он может обращаться к вам за помощью, в чем будет заключаться эта помощь и так далее. Сделайте так, чтобы выполнение уроков было не рутиной, а настоящим квестом.
А самое главное — помните: оценки ребенка, его успех в школе — не ваша зона ответственности. Учиться или нет — исключительно его выбор. Хорошие оценки, полученные не им, а родителями, не сделают ребенка успешными и не помогут найти свое место в жизни.
mel.fm