До ЕГЭ по иностранным языкам остаётся неделя. Изучена грамматика, пассивный словарный запас превращён в активный, осталось ещё раз обратить внимание на тонкости выполнения некоторых заданий, особенно тех, которые в этом году были обновлены. В этом поможет Татьяна Кулакова, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Алтайского филиала РАНХиГС. Для выпускников, сдающих экзамен по английскому языку, она подготовила советы на основе официальных методических рекомендаций Федерального института педагогических измерений.
Не забывайте рассуждать
В письменной части в задании 39 написание личного письма – традиционного, «бумажного» – заменено на написание электронного письма личного характера.
В задании 40 вместо тезиса некоего высказывания, на котором нужно было построить свой ответ, теперь предлагается таблица или диаграмма. Но это по-прежнему развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения! Помните об этом.
Ещё одно новшество: все задания теперь строятся на идее проектной работы.
Поддерживаем легенду
В устной части экзамена задание 2 – условный диалог-расспрос – немного сократилось: оно стало меньше на один вопрос. Здесь же появилось новое задание – диалог-интервью, где участнику экзамена предстоит отвечать на вопросы интервьюера. Помните о том, что ответ должен состоять из 2-3 фраз, соответствовать вопросу и не содержать элементарных ошибок.
Задание 4 устной части тоже строится с опорой на идею проектной работы. По легенде участник экзамена нашёл 2 фотографии-иллюстрации для проекта. Он оставляет другу, вместе с которым готовит проект, голосовое сообщение. В нём экзаменуемый говорит о различиях между фото, объясняет их выбор в качестве иллюстраций, указывает на достоинства и недостатки двух объектов или ситуаций, изображённых на фото, и рассказывает о своих предпочтениях. Предполагаемый проект строится на какой-либо проблеме, каком-либо противопоставлении, например, отдых активный и отдых пляжный, разные хобби, разные профессии.
Что хотят услышать?
Задания ЕГЭ по аудированию и чтению строятся на стратегиях, которых мы естественным образом придерживаемся в реальной жизни при обращении к письменному или звучащему тексту на родном языке. Речь идёт о том, что иногда нам важно услышать лишь конкретную деталь, конкретную часть информации. Так, например, в прогнозе погоды мы, скорее всего, нас будет интересовать только наш родной город. В других ситуациях мы, наоборот, будем сконцентрированы только на основной мысли сообщения, только на том, что нам важно. Остальные фразы или даже части текста будут выпущены из поля нашего внимания. Полное погружение в текст с максимальным понимаем содержания также встречаются в ситуациях реальной жизни, однако не так часто.
Таким образом, выполняя задания ЕГЭ по аудированию или чтению, нужно вникнуть в вопрос, что именно от вас требуется: понимание основного содержания, понимание запрашиваемой/интересующей информации или же полное понимание устного или письменного текста.
Так, в задании 1 раздела «Аудирование» и в задании 10 раздела «Чтение» важно суметь выделить ключевые слова, обращать внимание только на те, от которых зависит понимание основного содержания и не бояться незнакомых слов. Помните, что в тексте (звучащем или письменном) основная мысль выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в экзаменационном вопросе.
Выполнения задание 11 раздела «Чтение», когда на основе понимания текста экзаменуемому нужно заполнить в нём пропуски, принимая во внимание грамматическую структуру и значение предлагаемых вариантов вставок, учитывайте оба упомянутых фактора. Будьте внимательны и помните, что среди предложенных альтернатив будут те, которые подойдут лишь по структуре, и те, которые подойдут только по значению. Ни один такой выбор не даёт правильного ответа.
При выполнении заданий ЕГЭ по грамматике и лексике важно понимать, почему употреблены именно эти формы и слова, какую функцию они выполняют, какой смысл несут в предложенном коммуникативном контексте. Это позволит избежать ошибок при выборе форм.
Будьте внимательны
Часто участников экзамена подводит неумение правильно заполнять бланки. Ещё раз обратите внимание, что бланки ЕГЭ заполняются чёрными чернилами. Ответы на задания 1-38 следует писать на бланке № 1, цифры и буквы в ответах должны быть разборчивыми, соответствовать образцу.
На бланках ответов нельзя оставлять никаких пометок, значков, рисунков, ровно как и электронное личное письмо в задании 39 нельзя подписывать своим полным именем и фамилией. Во-первых, это стилевая ошибка в оформлении письма, а во-вторых, может расцениваться как нарушение правил проведения экзамена – дешифровка письма.
При написании электронного личного письма и письменного высказывания с элементами рассуждения помните о делении текста на абзацы. Это можно сделать при помощи отступа от левого края, дополнительного пробела между абзацами или того и другого одновременно.
Необходимо так распределить время на выполнение письменных заданий, чтобы успеть перенести всё написанное с черновика (в качестве него используют лист с заданиями или отдельный лист) на бланк ответов, потому как никакие черновые пометки не проверяются и не оцениваются.
Приступая к устной части экзамена, важно помнить, что задания предъявляются по очереди. Время подготовки и время ответа лимитировано программой, и увеличить его нельзя.
В процессе устной части экзамена проверяются умения спонтанной, неподготовленной речи, поэтому во время подготовки ответа запрещено делать какие-либо пометки. Обязательно прослушайте свой ответ от начала и до конца, чтобы удостовериться, что не произошло никаких технических накладок и ответ был записан. Если ответ всё же не был записан или записался в плохом качестве, обратитесь к ответственным лицам в пункте приёма экзамена, чтобы вам предоставили возможность сдать экзамен в резервный день.
Желаем удачи на экзамене!