Начинать процесс профориентации можно уже с 12 лет. Сейчас психологи говорят о том, что к этому времени у человека формируется набор базовых ценностей, которые при правильном подходе ложатся в основу выбора дальнейшей профессии.
Конечно, этот период волнительный для каждой семьи. Родители хотят помочь своим детям сделать верный выбор, поддержать и посоветовать что-то, исходя из своего опыта. Ребята теряются в количестве профессий и в познании самих себя. Это нормально – сделать такой важный выбор в подростковом возрасте очень непросто.
В этой статье я собрала несколько распространенных вопросов, которые я и мои коллеги – тренеры профориентационной программы «Система Выбор» – слышим от родителей детей, учащихся в средней и старшей школе. Я поделюсь своим практическим опытом, исходя из более 500 часов работы с клиентами в профориентации и коучинге.
«Ребенок вообще не знает, чего хочет. Как ему тогда выбрать профессию?»
С вашим ребенком все нормально! Большинство подростков теряются и не могут понять, чем они хотят заниматься в будущем.
Почему это происходит?
Во-первых, сейчас очень много профессий на рынке труда. Только на российском рынке их около 50.000. Причем часть из них появилась совсем недавно, а часть скоро исчезнет (и на смену им придут другие). Сориентироваться в мире, в котором все меняется с бешеной скоростью, очень сложно. Еще несколько лет назад о профессии «таргетолог» в России никто не слышал, а когда спикеры на бизнес-форумах говорили, что скоро интернет-реклама погубит телевизионную, над этими смельчаками смеялись. Сейчас практически каждый предприниматель ищет себе таргетолога для настройки рекламы в социальных сетях.
Во-вторых, многие школьники (а, по моему опыту, и многие взрослые) не задумываются о своих сильных и слабых сторонах, о своих склонностях и способностях, не умеют их распознавать и оценивать.
Как же быть со всем этим?
Моя рекомендация – помогите ребенку узнать как можно больше про профессии. В этом вам может помочь наш портал «Навигатор поступления», образовательные выставки, дни открытых дверей при вузах, а также технопарки – где подросток сможет попробовать себя в различных профессиональных активностях.
Помимо этого, сейчас есть много контента в виде роликов на YouTube или подкастов, где специалисты самых разных направлений делятся своим опытом.
«У ребенка много талантов и способностей, как не ошибиться и сделать правильный выбор?»
Я вас поздравляю! Здорово, когда ребенок пробует себя в разных сферах и у него многое получается. Не нужно волноваться, если ваш ребенок не может долго заниматься чем-то одним: чем больше занятий подросток попробует в период взросления (этот период начинается в 11 и заканчивается в 18 лет), тем больше опыта он получит: что-то ему не понравится, что-то покажется скучным, а что-то наоборот зажжет его: так можно будет отсеять многие неподходящие варианты сразу.
Я бы порекомендовала для профориентации подростка познакомиться с профессиями поближе, из первых уст. Например, подросток думает про журналистику, и у него хорошо получается писать. Кроме того, ему интересен веб-дизайн, и он даже проходил курсы по программированию. Помимо этого, подросток заинтересован в психологии. В каждом из этих направлений нужны разные черты характера, способности, навыки и знание разных предметов.
Проблема выбора происходит из-за того, что ребенок имеет слабое представление о том, что на самом деле из себя представляет интересная ему профессия. Подросток думает: «В профессии журналиста главное – это русский язык и литература, а еще умение собирать информацию и оформлять ее в тексты. Это я могу! В веб-дизайне нужна информатика, образное мышление и чувство стиля – тоже присутствует. В психологии нужно знать биологию, иметь высокую эмпатию и уметь слушать и слышать – а ведь я так хорошо поддерживаю своих друзей».
Но все немного сложнее. Сопоставлять практическую профессию с школьными предметами в принципе некорректно, так как школьные учебники построены на голой теории, часто в них нет ничего общего с профессией. Даже школьные учебники истории не рассказывают о профессии историка: по сути они представляют собой рассказы о прошлом, в то время как работа историка заключается далеко не только в чтении древних манускриптов. Что уж говорить об информатике с ее элементарной «Стрелочкой» и презентациями.
Подросток должен познакомиться с выбранными профессиями как можно глубже, поговорить с людьми, которые работают в этой сфере, желательно с несколькими представителями
Так он узнает, что для журналиста мало уметь хорошо писать, нужно быть храбрым, пробивным, общительным и активным, идти на все ради правды или хорошей новости. Работа журналиста часто включает в себя множество монотонного труда, особенно на начальных этапах карьеры. Веб-дизайнеру не достаточно чувства стиля, нужны навыки работы в сложных графических программах, а хорошему веб-дизайнеру, который сможет разработать фирменный стиль компании, желательно также уметь рисовать. Жизнь новичка в веб-дизайне – это не работа на берегу моря где-нибудь на Бали, а множество часто скучных заказов от сервисов по шиномонтажу . Также не стоит забывать, что это работа с людьми – нужно уметь отстаивать свое творчество и доказывать работодателю работоспособность своих идей. Что касается психологии, слишком высокий уровень эмпатии для психолога скорее минус, чем плюс. Человек будет переживать каждую проблему в себе, подключит эмоции и не сможет помочь клиенту – а психолог должен быть объективным и непредвзятым, спокойным и рассудительным. Работа психолога – это не дружеская поддержка, это анализ жизненных ситуаций и поведения человека, помощь в нахождении решения.
В конце месяца интервью можно сверить свои представления и реальность профессионалов и понять, какая область на практике оказалась более подходящей для ребенка.
Насколько родитель должен вмешиваться в процесс профориентации подростка?
Очевидно, что у взрослого человека больше опыта и понимания рынка труда. Как правильно действовать?
Выбор профессии состоит из нескольких элементов. В процессе самоопределения важно обратить внимание на несколько факторов. Первое – понимание своих ценностей и интересов. Второе – понимание своих способностей и оценка своих сильных и слабых сторон. Третье – понимание потребностей рынка и существующих профессий и направлений.
Что может сделать родитель?
А) помочь ребенку с поиском своих интересов и оценкой способностей
Можно пройти профориентационный тест, поработать со специалистом в профориентации, коучем или наставником.
Б) рассказать подростку о существующих профессиях
Можно начать с себя и своих родственников, друзей и знакомых семьи. Пусть подросток возьмет у них интервью о том, чем они занимаются и что нужно, чтобы стать экспертом в их области.
Такое интервью с экспертом – часть нашей профориентационной программы, и оно качественно меняет восприятие подростками мира профессий.
Есть чудесный ресурс – «Атлас новых профессий», на котором вы вместе с подростком можете познакомиться с большим количеством новых профессий.
Роль родителя в процессе профориентации подростка – помочь получить информацию в экспертных источниках и поддержать интерес, а также поделиться своим опытом и обсудить выводы. Это лучшее, что родитель может сделать: не делать выбор «за», а сопроводить ребенка в нахождении его собственного пути.
Желаем вам удачи в этом нелегком, но важном процессе!
https://blog.maximumtest.ru/post/proforientacia-dlya-podrostkov-kak-roditelyu-pomoch-rebenku.html