Профессиональный мир быстро меняется. Безусловно, это связано с развитием технологий, автоматизации и искусственного интеллекта. Рождаются совершенно новые профессии, неизвестные нам. В атласе профессий будущего, составленном фондом «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив, можно найти множество примеров: техномедиатор, дизайнер-эргономист, проектировщик нейроинтерфейсов, архитектор медоборудования, менеджер непрерывности бизнеса и другие.
Времена меняются. С каждым десятилетием конкуренция на рынке ужесточается. Согласно исследованию Millennial Branding и Randstad US, поколение Z, родившееся в середине 90-х на Западе и начале 2000-х в России, сознательнее и целеустремленнее в вопросах будущей работы, чем их предшественники, поколение Y начала 80-х годов. 17% из них стремятся начать собственный бизнес, этот показатель на 55% больше, чем у поколения Y. Но многие родители продолжают следовать старой схеме, когда вплоть до старших классов ребенок предоставлен сам себе, а затем в 9-м или 10-м классе от него внезапно требуют профессионального самоопределения. Есть и счастливые исключения, когда ребенок рано осознает свое призвание, и далее уверенно развивается в выбранном направлении. Но всерьез надеяться на это можно не более, чем на выигрыш в лотерею. Широкий кругозор — с раннего возраста. С ранних лет необходимо развивать кругозор ребенка в области профессионального мира, предлагать попробовать себя в разных направлениях, знакомить с интересными людьми и их работой. В рамках учебного плана Институт карьеры (британская профессиональная организация в сфере карьерного консультирования) предлагает начинать профессиональное образование в возрасте 7 лет. В этом возрасте дети уже могут осознавать связь между желаемой профессией и уровнем навыков и знаний, которые потребуются для ее получения. Также важно, что дети, которые не выражают интерес к STEM-специальностям (естественные науки -Science, технологии -Technology, инженерное искусство -Engineering, математика -Mathematics) в возрасте до 10 лет, вряд ли заинтересуются ими позднее. Это означает, что они не будут прикладывать достаточно усилий, чтобы изучать такие сложные дисциплины, как математика, инженерное дело, программирование. Хотя многие эксперты считают, что STEM специальности будут самыми востребованными в перспективе ближайших 10-15 лет. Обратная сторона Однако профессии, о которых вы рассказываете ребенку в детстве, могут уже исчезнуть, когда он вырастет. Исследований на тему перспектив замещения людей роботами с каждым годом проводится бесконечно много. Их выводы схожи: например, по исследованиям Карла Фрея и Майкла Осборна, в США к 2033 году из-за роботизации исчезнет 47% рабочих мест. По данным мирового банка, в Китае их доля составит 77%. Это не означает, что ребенку вовсе не нужно знать о разнообразии профессий на данный момент, его кругозор необходимо развивать, а интересы поддерживать. Ведь задача родителя помочь ребенку обрести вдохновляющее занятие, способное перерасти в профессию, гарантирующую получение удовольствия от работы, а также финансовый успех и признание.
Как быть? Для многих родителей профориентация означает контроль выбора ребенка. Это не так. Предоставьте ему свободу выбирать, и он сможет почувствовать ответственность за свои решения. Пусть приучается к активной жизненной позиции, начиная с таких мелочей как выбор одежды и еды. Важно оказывать ему эмоциональную поддержку, которая выражается во внимании и интересе. Это поможет ребенку почувствовать значимость своих увлечений и даст уверенность в собственных силах. Он не должен находиться в страхе, неопределенности и под вашим давлением. Всегда будьте на его стороне. Не мотивируйте похвалой постоянно. Интерес к деятельности ценен сам по себе, именно он мотивирует ребенка осваивать новое и гарантирует результат. Захваливание опасно тем, что может подменить собой цель труда. Не допускайте ситуации, когда ребенок стремиться получить одобрение, а получение новых навыков — только средство для этого. Предоставляйте ему возможность попробовать разные виды деятельности — как через тематические игры в профессии, так и с помощью детских кружков. Следите за тем, что увлекает его больше всего, и поддерживайте этот интерес. Пусть вас не пугает резкая смена увлечений. Поощряйте социальную активность — для поиска своих интересов человеку важно общение как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, которые способны вдохновлять. У ребенка обязательно должна быть обратная связь о его слабых и сильных сторонах. Но не оценочные суждения! Успех не всегда приходит к самым способным, чаще его добиваются самые упорные и трудолюбивые. Приучите его к мысли, что даже ошибки и неудачи — это не трагедии, а новые ориентиры для развития. Если вам удастся вырастить в ребенке уверенность в себе и своих силах, а также расширить его кругозор и дать любовь к познанию всего нового — будьте уверены, что он сделает правильный выбор в профессии.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/proforientatsiya-v-rannem-vozraste-za-i-protiv/