Профессиональный рост — это объективная потребность для любого специалиста (начинающего и уже состоявшегося), обусловленная изменением как технологий, так и условий труда. Законодательство предусматривает 2 способа удовлетворения такой потребности по собственной инициативе работника или за счет работодателя. Во-первых, это курс повышения квалификации. Во-вторых, профессиональная переподготовка.
Оба вида допобразования доступны за счет нанимателя и относятся к общей — последипломной — практике учебы. Поэтому их часто путают. Тогда как разница между ними весьма существенная, и знать о ней полезно каждому, кто уже получил диплом или близок к его получению. Так, разбираемся, чем отличается переподготовка от повышения квалификации, и какую программу стоит выбирать для решения своей конкретной задачи.
Что общего у видов последипломного образования
В любом сравнении полезно начинать с общих качеств. И их достаточно много. Прежде всего, оба вида программ отнесены к одной группе курсов дополнительного профессионального образования. Это закреплено в 273-ФЗ, который, собственно, и устанавливает цели такого обучения в ст. 76 (п. 1):
- удовлетворение потребностей — профессиональных и образовательных;
- развитие на профессиональном поле;
- обеспечение соответствия умений сотрудника тому месту в штате, которое он занимает, в текущих условиях рынка и социальной среды (или займет после выпуска).
Та же 76 статья закона устанавливает и возможность получения дополнительного профобразования по 1 из 2 программ (повышение квалификации или переподготовка). При этом перечень профессий, по которым могут учиться слушатели любой из них, утверждается одним ведомством — Минобразования РФ.
Требования к тем, кто может пройти обучение, тоже общие: сотрудник должен иметь среднее специальное или высшее образование либо находиться в процессе его получения. Другими словами, обе программы доступны студентам вузов и СПО, а также дипломированным специалистам (бакалаврам, магистрам).
Еще одно общее качество касается удостоверения того, что обучение было пройдено. Во-первых, слушатели получают соответствующий документ (а вот он как раз отличается). Во-вторых, информация об окончании курсов вносится в трудовую книжку.
Новая профессия
Рассмотрев общие черты, можно переходить к различиям. А они — в самой сути. Так, профессиональная переподготовка, согласно определению в законе (273-ФЗ, ст. 73, п. 2) — это процесс получения новой профессии лицом, уже имеющим специальность и занимающим должность в соответствии с ней.
Необходимость такого переобучения может возникать как на уровне работодателя (открытие нового производства, внедрение других технологий), так и на уровне самого специалиста (внутренняя мотивация). Соответственно, инициировать поступление на обучение может наниматель или работник.
Что двигает первым, понятно (потребности бизнеса). А в каких случаях ратовать за ускоренный курс освоения новой специализации может сотрудник? Здесь все просто:
- он хочет сменить род деятельности;
- ему изначально не нравится имеющаяся профессия;
- есть желание расширить компетенции, освоив смежный профиль (например, из-за опасений, что скоро его знания и навыки потеряют в спросе на рынке труда).
Виды
Минимальная длительность курсов закреплена законодательно и исчисляется количеством отслушанных академических часов. Их должно быть не меньше 250. Но на практике занятий обычно требуется больше, а их конкретное количество зависит от вида программы. Условно их все делят на 2 большие группы.
- Получение полноценной новой профессии. Когда работник меняет узкую нишу на широком профессиональном поле — осваивает новое для себя направление. Например, переходит из веб-дизайнеров в программисты. Длится такое обучение в среднем до 500 академических часов (это примерно 6−12 месяцев). Заканчивается сдачей полноценного экзамена (аттестация).
- Расширение компетенций — освоение специализации, смежной с основной (бухгалтер переучивается на экономиста, например, или программист по Jawa — на программиста по Python). В этом случае студент получает знания в той же области, что и его основная профессия, одновременно осваивая вторую специальность. Аттестация проводится как перезачет.
В обоих случаях выпускники курсов получают диплом государственного образца, который подтверждает достаточный уПовышение квалификации
Цели, которые устанавливает закон 273-ФЗ (ст. 73, п. 3) для программ повышения квалификации:
- совершенствование навыков в профессии;
- обновление информации в своей нише;
- освоение актуальных технологий в сфере, в которой уже занят сотрудник.
Если переобучение может быть обусловлено (или не обусловлено) частными факторами (изменениями в компании работодателя, желанием учащегося), то программа, призванная повысить квалификационный уровень, уже обязательна. Это регламентировано Трудовым кодексом.
Плюс, переобучение, как правило, проходится сотрудником 1, максимум 2−3 раза в жизни. А повышение квалификационного уровня — это непрерывный процесс.
Факт прохождения квалификационных курсов тоже подтверждается документально. Только выдается слушателям не диплом, а удостоверение, в котором указывается, что человек успешно освоил новые знания и соответствует действующим требованиям.
Уровень их подготовки для работы в выбранной сфере.
Периодичность обучения
Такие курсы для специалистов проводятся регулярно с заданной частотой, которая может отличаться:
- общий для всех срок между двумя программами — 5 лет;
- для описанных в законе категорий обязательное прохождение обучения установлено каждые 3 года (сюда относятся педагоги, государственные гражданские служащие, бухгалтера, оценщики, судьи и некоторые другие направления);
- аудиторы должны повышать свой квалификационный уровень ежегодно.
Точнее периодичность определяется конкретными обстоятельствами. Регламентируют эти обстоятельства профессиональные стандарты, недавно разработанные для отдельных сфер деятельности, Трудовой кодекс, распоряжения соответствующих ведомств.
Если работник (его должность и специализация) не подпадает под государственные и муниципальные нормативные документы (кроме ТК, понятное дело), то периодичность его обучения остается на усмотрение работодателя и устанавливается в трудовом или коллективном договоре. Закрепляется программа развития сотрудников и в локальных актах самого нанимателя (Кто, что и сколько времени изучает?
Кстати, такой вид дополнительного профобразования «показан» не только рядовым или ключевым сотрудникам компаний или государственных ведомств, но и руководителям. И проходится он не только в установленные сроки, но и при наступлении определенных событий. Например, для вступления в саморегулируемую организацию обязательно проведение аттестации и повышение квалификационного уровня работников компании (будущего члена СРО).
Что до сроков, то занимает курс значительно меньше времени, чем проф. подготовка. Минимальная длительность учебы — 16 часов. Это совсем короткий вариант. Чаще учиться нужно не менее 1−2 месяцев.
Выбор конкретного направления курсов на том или ином этапе становления сотрудника зависит:
- от его уровня образования;
- качества подготовки;
- опыта;
- наличия специальных знаний (если работа, в которой он задействован/будет задействован, требует их).
внутренние приказы, утвержденные планы и т. д.).
Обучение для тех, кто хочет повысить свой квалификационный уровень
Как и в случае с профессиональным переобучением, здесь есть разные варианты. Они отличаются как по целям, которые планирует достичь сотрудник (его компания), так и по длительности, содержанию. Условно курсы делят на три основных вида — тематические (получение знаний в конкретном вопросе), краткосрочные и долгосрочные. Разберем каждый вариант отдельно.
- Тематические курсы, тренинги и семинары
Тематический курс нацелен на устранение пробела в знаниях сотрудника по конкретному вопросу. При внесении серьезных изменений в налоговое законодательство, например, бухгалтерам будет полезен курс изучения этих нововведений. Или при интеграции в компании автоматизированной системы учета, сотрудников, которые его ведут, могут направить на краткий курс повышения квалификационного уровня — обучение работе с тем же ПО разработчика «1С».
Особенности учебы:
- минимальная длительность (обычно не более 100 занятий);
- разные форматы (тренинги, семинары);
- четко определенная тема (это не общий курс, он всегда посвящен одному вопросу).
- Краткосрочные курсы
Краткосрочный курс тоже охватывает ограниченный пул тематик, но более широко, чем тематический семинар. По сути, это экспресс-метод обучения для сотрудников, которые регулярно совершенствуются на профессиональном поле и изначально обладают широким спектром знаний и навыков (то есть могут освоить большое количество информации без дополнительных пояснений за короткое время).
Длительность учебы — от 72 часов. Как правило, она занимает не больше 1 месяца и заканчивается экзаменом.
- Углубленный курс
Долгосрочные программы — это полное погружение во все обновления, актуальные для специализации. Они могут охватывать широкий пул тем (например, изучать технологии, законодательство, новую методологию в нише), а могут быть посвящены одному глобальному изменению в сфере, в которой занят слушатель.
Курсы в первую очередь рекомендуются:
- работникам, идущим на повышение (из рядовых служащих в руководители);
- специалистам после длительного перерыва в профессиональной деятельности (декрет, долгая болезнь);
- людям, которые хотят усовершенствовать навыки и знания для выполнения более широкого круга функций (совмещать несколько должностей или перейти в другой отдел, не меняя направления деятельности).
Курс может включать до 500 занятий и длиться от 2 месяцев. В университете «Синергия» он проводится в дистанционном формате, чтобы работник имел возможность учиться без отрыва от основной деятельности и при этом практиковать получаемые знания на месте.
5 отличий двух видов дополнительного профобразования
Так, с высоты описанной выше информации уже можно вывести 5 главных отличительных качеств между двумя видами дополнительного последипломного образования:
- длительность;
- документ, удостоверяющий окончание курсов;
- цели обучения;
- результат учебы;
- источник финансирования профессиональной подготовки специалиста.
Так, переобучение всегда занимает больше времени — от 6 месяцев до 2 лет. Причем дольше длится не только сам курс, но и каждое занятие (потому что человек осваивает новый для себя профиль, что требует более глубокого погружения).
Квалификационные курсы проходят за 1−2 месяца, а конкретные занятия длятся не больше часа. С этим, кстати, связан еще один отличительный момент — цена. Профподготовка обойдется дороже.
Выпускники курсов повышения квалификации получают удостоверение — подтверждение факта, что они информацию усвоили и готовы применять на практике. Результат переподготовки — диплом государственного образца.
Цели учебы тоже разные: в первом случае человек обновляет и актуализирует знания в имеющейся сфере, во втором — осваивает новую специальность. Соответственно, после квалификационного курса можно подняться по карьерной лестнице, не меняя профиля, но нельзя перейти работать в другую нишу. А переобучение дает возможность сменить и направление, и место работы.
В связи с чем, кстати, во втором случае учебу часто оплачивает сам учащийся. Или работодатель, но с закреплением гарантий того, что его сотрудник отработает потраченные средства. А за повышение квалификационного уровня обычно платит наниматель. Он же обязан следить за периодичностью такого обучения своих кадров.
Synergy.ru