Подготовительные курсы
Посещая подготовительные курсы, вы не гарантируете себе поступление в вуз. Вы проявляете большую дальновидность. Ведь теперь ваши дни наполнятся деятельностью, которая в значительной, существенной степени будет касаться уже вашей будущей учебы в вузе.
На что это похоже
Сегодня в работе подготовительных курсов разных вузов появился оттенок натаскивания: никуда не деться от ЕГЭ. Впрочем, ведь и в натаскивании есть свои плюсы. Да, почерпнуть знания можно из занятий разных форматов, и кто-то предпочитает заниматься в одиночку дома либо с репетитором. Но дисциплинирующую познавательную гонку целому коллективу учащихся устраивают именно на курсах – с тех времен, когда о едином экзамене еще и речи не было. Здесь формированию вашей собранности помогает и педагогический талант преподавателя, и наличие усердно занимающихся окружающих.
Количество человек в учебных группах – вполне приемлемое для занятий. Сейчас настало время, когда вузы борются за студентов, поэтому на курсах собирается меньше народу, чем бывало раньше. Но нельзя сказать, что в ближайшие годы курсы потеряют своих слушателей, поскольку живы сомнения, что школы способны подготовить выпускников к сдаче ЕГЭ. Даже при всём желании уделить время старшеклассникам учителя выпускных классов обнаруживают, что сами ребята уже разбежались по репетиторам и ждут не дождутся поступления. А на курсах тем временем идет основательная подготовка. Подобно школьной подготовке, она тоже предусматривает контроль качества знаний – в виде как разнообразной промежуточной аттестации, так и испытаний в конце обучения.
И всё-таки, на что больше похожи курсы: на школу или на вуз? Однозначного ответа нет. Конечно, курсы – это в том числе и некий растянутый во времени день открытых дверей, который позволяет своим верным посетителям раз от раза больше узнавать о вузе. Но если школа отличается контролирующе-родительским отношением к учащемуся, а отношение к студенту строится уже на доверии и преподаватели куда как больше рассчитывают на его самостоятельность, то курсы из этих двух возможных вариантов наследуют всё же школьный стиль. Они вполне могут держать связь с родителями старшеклассника, дабы информировать их об успехах отпрыска.
Порядок ваших действий
Прежде курсов, само собой, стоит выбрать вуз – или несколько интересных вам вузов. Не будет упущением посещать именно те курсы из нескольких выбранных, которые, на ваш взгляд, дадут вам больше реальных знаний и умений, даже если самый желанный вуз представляют не они. Впрочем, если вы хотите провернуть такой трюк с творческими вузами, то помните, что в каждом из них работают в русле своей школы, своей манеры, а другие подходы не любят – и идти на курсы не того вуза, куда вы поступаете, стоит, скорее, для собственного развития, причем даже тем, кто в творческие вузы не собирается вовсе.
Затем соберите информацию о курсах. О них можно прочитать в журналах для поступающих в вузы («Абитуриент»), на образовательных порталах, на сайтах самих вузов, в блогах вузов и факультетов, в личных блогах преподавателей и студентов; узнать на днях открытых дверей непосредственно в высших учебных заведениях – либо по телефону в любой день, когда работает вуз. Информацию сортируйте: вам будут нужны ответы на совершенно определенные вопросы.
Сколько лет существуют курсы? Если много, то есть шанс, что они не настолько перестроились под формат ЕГЭ, чтобы это могло помешать подготовке к учебе непосредственно в этом вузе с его спецификой.
Есть ли выбор программ подготовки? Разумеется, важно, должны ли вы заниматься по всем экзаменационным предметам или можете ограничиться только теми, которые захотите выбрать сами.
Кто преподает на подготовительных курсах? К примеру, имеет значение, на первом или на пятом курсе работает этот педагог, специализируется ли он на вводных дисциплинах или больше ориентируется в том, профессионалов какого уровня выпускает этот вуз. А может быть, сам он узкий специалист, готовый по-настоящему глубоко преподать лишь некоторые темы…
Обеспечат ли вас необходимыми учебными пособиями и материалами? Да и вообще, если при вузе есть издательство, зайдите в магазинчик с книгами местного издания, поговорите со студентами. Попросите их помочь сориентироваться в том, какая литература понадобится для поступления и учебы, какие книги, возможно, навязываются учащимся, а какие раскупаются ими добровольно. В результате вы получите некоторое представление не только о литературе для поступающих, но и о состоянии научной деятельности вуза.
Сколько человек в группе, сколько длится занятие, задают ли на дом, будут ли тесты, зачеты и репетиционные экзамены? Это необходимый корпус учебных вопросов. Дело в том, что существуют также заочные (дистанционные) курсы, когда вы переписываетесь с вузом по обычной либо электронной почте. Наконец, то, что имеется при вузе и помогает вам подготовиться и попасть туда, необязательно называется курсами. Это может быть школа юных (особенно велик шанс найти такую школу при факультетах МГУ), это может быть литературная студия (как «Кипарисовый ларец» в Литинституте), это могут быть конкурсы – достаточно протяженные во времени мероприятия, порой связанные с возможностью поступления. Наконец, вузы могут организовывать бесплатные курсы подготовки к ЕГЭ – онлайн или очно (УрГу, Дагестанский педагогический университет и др.). Другой формат мероприятий – школы молодых инноваторов и модернизаторов. А если вы не успели записаться на курсы, причем сокращенный или нетрадиционный альтернативные варианты вам не нравятся, то, кроме курсов, вуз может устраивать открытые лекции по предметам для подготовки к ЕГЭ.
Но всё-таки вышеупомянутое разнообразие – тема отдельного подробного разговора. А здесь стоит сказать, что, кроме подготовительных курсов, работают подготовительные отделения – для тех, кто уже окончил школу, или для военнослужащих запаса. Причем в прежние времена подготовительных отделений было больше, они давали привилегии при поступлении. Там всё серьезно – с выплатой стипендии, с общежитием. А еще в вузах встречаются подготовительные отделения для иностранцев, где ребята из других стран год учат русский, прежде чем приступить к освоению специальности.
Один из вопросов, неизбежно встающих перед абитуриентом курсов, стоит рассмотреть отдельно. Два года учиться или год? На этот вопрос за вас отвечает обычно время. Кто уже готов заниматься при вузе и при этом является всего лишь десятиклассником, идет учиться 2 года. Кто впопыхах перед одиннадцатым классом определяется с профессией, может рассчитывать только на годичные или того меньше – на полугодовые курсы, либо на курсы с января, февраля, марта или совсем краткосрочные. Однако есть и случаи посложнее: вам 15 лет, а вуз не выбран… В таком случае лучше пойти на какие-либо развивающие курсы (речь, иностранный язык, театр) или поучаствовать в школе юных – и обещать себе сделать более точный выбор через год.
Очно-заочная форма подготовительных курсов – основная для старшеклассников, которые занимаются на курсах по будням несколько раз в неделю – и по выходным. Для тех, кто не поступил, возможно посещение дневных курсов утром и днем. А бывают, напротив, группы исключительно выходного дня. Они позволяют посвятить конец недели подготовке по нескольким предметам. Выбирайте!
Обучение на курсах может делиться не только по предметам экзаменов, но также по направлениям подготовки и факультетам. Занятия ведутся с учетом специфики выбранного вами факультета.
У курсов есть свой учебный план, так что не думайте, что это лишь некое движение на общественных началах между школой и вузом. Тут всё организовано серьезно. Обратите внимание на то, сколько часов по каждому предмету предусмотрено (ориентируйтесь на 60 часов как на среднюю цифру и на 120 – как на вполне достаточную для подготовительного этапа). От этого зависит, насколько подробно будет дан предварительный курс. Безусловно, всё можно сократить, упростить до таблиц и алгоритмов, но при сокращении многое теряет существенные признаки точно так же, как краткий пересказ «Войны и мира» выглядит гораздо беднее оригинала этого шедевра классической литературы. А краткосрочным курсам придется впору метод интенсива.
Оплата должна соотноситься с количеством учебных часов: именно по ним удобнее всего высчитывать, сколько вы должны вузу за подготовку, да и самим вузам не в новинку работать с преподавателями-почасовиками. Выясните, как вносятся деньги, единовременно или поэтапно – а это должно согласовываться с тем, насколько вы чувствуете себя способными заниматься регулярно. Тот, кто не склонен прогуливать, охотнее заплатит за весь год. Бывает также, что дешевле те курсы, где набралась большая группа. Но в любом случае час курсов стоит дешевле, чем час занятий у репетитора.
Подготовьте пакет документов. Курсы могут требовать паспорт (или свидетельство о рождении); копию документа об образовании или справку из учебного заведения и копию аттестата за 9-й класс; паспорт одного из родителей (для слушателей, не достигших 18 лет); 2 фотографии 3ґ4 (уточните, черно-белые ли и матовые ли требуются). Прием документов на курсы проходит в конце лета и (или) в начале осени. Запись может вестись продолжительное время (скажем, месяц), а может – дней 10; нужно следить за нею и успеть быстро записаться.
Прием на подготовительные отделения может предполагать вступительное собеседование (необязательно, но так бывает). В зависимости от выбранного факультета и профиля вуза собеседование может превращаться в просмотр работ или даже прослушивание.
Пусть с вами обязательно заключат договор об обучении; на руках должны остаться документы – ваша копия договора, квитанции об оплате. Если вам вздумается покинуть курсы, частичный возврат денег родителям возможен в виде налогового вычета. А слушателям, выполнившим полную программу обучения, выдаются свидетельства об окончании курсов, имеющие вес лично для вас.
На что обратить внимание при учебе
С самого начала отдавайте себе отчет в том, что происходит: вас готовят к ЕГЭ – или вас готовят к учебе в конкретном вузе.
Внимательно следите, чтобы с вами разобрали все типы заданий. Кроме того, бывает, что на курсах уделяется также внимание тайм-менеджменту – и тогда вас учат распределять время на работу над несколькими заданиями.
Вас, возможно, ждут тестирования. Они бывают диагностические (чтобы определить, какие темы требуют внимания педагога) и итоговые (чтобы понять, каких достижений вы вместе с ним добились).
Тенденции
Подготовительные курсы реагируют на происходящее вокруг.
Сейчас, в условиях демографического спада, они переходят на профориентационную работу и порой так и называются – курсы профориентации.
Кроме того, если раньше выпускников минувших лет, скорее, ждали подготовительные отделения, то сегодня именно курсы ждут и тех и других.
Курсы развивают дистанционную работу. Да, в вуз может приехать человек из любой области России, пройдя по баллам ЕГЭ, но вдруг к регулярным занятиям в вузе такой студент окажется не очень-то готов? Чтобы он был готов, организуются региональные сети заочных курсов какого-нибудь столичного или петербургского вуза – в самых разных городах России.