Как решить проблему с мотивацией?
Хватает двойки на уроках, не хочет идти в школу, домашнее задание с боем — эти проблемы могут преследовать родителей начиная с первого класса. Но чаще всего дети теряют интерес к урокам в средней и старшей в школе, как раз перед выпускными экзаменами. Вместе с Рыбаков Фондом спросили медицинского психолога Кристину Курош, в чем может быть причина и как помочь ребенку (и себе).
— Если ребенок не хочет учиться — проблема только в ребенке? А может, виноваты учителя в школе или одноклассники?
— Если взрослый не хочет работать, это ведь не всегда значит, что он плохой специалист или бездельник — даже самого мотивированного молодого сотрудника с «горящими очами» за несколько лет можно превратить в выгоревшего, пренебрегающего своими обязанностями «работника». Но взрослому мы справедливо можем сказать: «Не нравится — увольняйся», а вот дети куда реже имеют возможность выбрать место, где будут обучаться.
— Может ли мотивация пропасть из-за количества школьных или внешкольных занятий? Как понять, что нужно «разгрузить» ребенка?
— «Перегруз» обязанностями, информацией и деятельностью на пользу не пойдет ни ребенку, ни взрослому. Однако здесь есть важный нюанс: в период своего становления человеческая психика учится адаптироваться к окружающей среде не только овладевая новыми навыками, но и «привыкая» к определенному ритму нагрузок. Иными словами, дети учатся работать на определенном «уровне мощности». Тут важно, чтобы нагрузка была оптимально продумана и перемежалась с достаточным и правильным отдыхом.
А вот что почти наверняка постепенно будет снижать мотивацию ребенка к занятиям — это большое количество неинтересной, неважной, бессмысленной для ребенка деятельности. Представьте, что мы заставим среднестатистического менеджера несколько лет посещать курсы французского, китайского, робототехники и игре на виолончели. Есть, конечно, шанс, что он внезапно «влюбится» в какую-либо из этих сфер, однако куда более вероятно, что через некоторое время он начнет манкировать занятиями и успехи его будут оставлять желать лучшего. Кстати, это тот же фактор, который заставляет взрослых «гореть» на своих рабочих местах (и особенно в госучреждениях) — большое количество непонятной и бесполезной деятельности.
Легко сказать: «Просто поддерживайте оптимальный режим нагрузок и отдыха», а вот реализовывать это куда сложнее. Самым точным и полезным инструментом в этом деле для родителя является диалог с ребенком — не просто передача информации или приказа, а общение двух личностей, двух живых людей. Для этого необходимо, чтобы взаимоотношения в семье были более-менее здоровыми, тогда взрослый без труда поймет, искренне ли ребенок жалуется на усталость или пытается манипулировать им, чтобы «все время торчать за компом».
Есть и косвенные признаки переутомления, которые должны насторожить родителя:
- нарушения сна;
- внезапно появившиеся страхи или навязчивые привычки;
- нехарактерная для ребенка вялость или, напротив, повышенная малонаправленная активность — он за все хватается, загорается идеями, но быстро бросает их и переключается на другие;
- частые болезни;
- слезливость;
- склонность к истерическим «срывам».
— Ребенок не хочет не только учиться, но и вообще ничего не хочет, — частая проблема родителей подростков. Почему ребенок готов сутками сидеть за компьютером и могут ли родители устанавливать жесткие ограничения?
— В практике психолога это частый запрос. По моему профессиональному опыту, такому положению дел предшествует большое количество попыток ребенка сказать взрослому, что его не все устраивает в его повседневной жизни (да-да, снова те же бессмысленные, бесполезные в глазах ребенка занятия, которым нет ни конца ни края). Это вовсе не значит, что ребенок ничем не должен заниматься. Человеческая деятельность не может быть рассмотрена в отрыве от ее цели и смысла и принятия человеком этой цели («Зачем я буду стараться, если оно мне не нужно»). Поэтому так важна фигура родителя и учителя при знакомстве ребенка с новой деятельностью — ребенок учится не только навыкам, но и отношению к этой деятельности. Как часто приходится слышать на приеме рассказы о том, как неглупые люди из рук вон плохо учились, потому что видели, что эти предметы самим учителям-то неинтересны!
Каждый ребенок «сидит за компьютером» по-своему: кто-то общается в социальных сетях, кто-то пробует стать блогером, кто-то пишет свои первые программы, кто-то бездумно играет в простенькие игры, убивая время, кто-то играет в игры, требующие таких навыков и смекалки, которые нам и не снились.
Первым шагом к любым изменениям должен быть диалог, простая возможность поговорить с ребенком серьезно и по-честному, не только высказываясь, но и слушая. Если родитель не знает, чем ребенок сейчас живет, что для него действительно важно, мечтает ли он о чем-то или чем-то подавлен, то это не проблема компьютеризации общества — это проблема неумения/нежелания говорить друг с другом и хороший повод обратиться к семейному психологу. А вот когда диалог уже налажен, каждая семья совместно решает, какие правила будут в ней установлены и какие последуют санкции за их нарушение.
— Нужно ли родителям контролировать выполнение домашнего задания и следить за оценками?
— Мой любимый вопрос. Овладевая новой деятельностью, ребенок не просто набирает навыки, но и формирует целую систему, «учит учиться». Одним из важнейших компонентов этой системы является контроль, в том числе контроль полученного результата и сверка его с ожидаемым. Представим, что маленький ребенок пытается научиться есть ложкой, а мы искусственно направляем его руку. Когда он останется без присмотра, то будет беспомощен — ведь навыка сверять получившееся (ложка в ухе) с ожидаемым (ложка во рту) у него нет.
И это вовсе не означает, что нужно пустить все на самотек. Напротив, как раз формальное (когда родителям важны только оценки), не заинтересованное отношение взрослого к учебной деятельности ребенка — одна из важнейших причин, почему школьная мотивация угасает. Родитель должен быть включен в деятельность ребенка, но не управлять ею. Совет, поддержка, участие — вот лучшие помощники родителей школьников.
Часто родителю приходится следить за оценками и домашними заданиями ребенка именно потому, что результат деятельности ребенку безразличен. Тогда взрослому приходится и контролировать учебный процесс, и становиться искусственным мотиватором — поощрять ребенка за учебные успехи подарками и поездками и угрожать лишениями за неуспеваемость.
— Как вообще разговаривать с ребенком, чтобы повысить мотивацию к учебе? Ведь бывает, что и угрозы лишить денег, и объяснения, что ребенок не сдаст экзамены и не поступит в вуз, — не помогают.
— Это происходит уже тогда, когда деятельность настолько опостылела школьнику, что он готов уже сам заплатить родителю, учителям и кому угодно вообще, чтобы его больше «не доставали».
Для начала неплохо бы выяснить, как сам ребенок вообще видит свое будущее и, при необходимости, аккуратно внести коррективы или уточнения в эти ожидания. Вариант «Я стану гениальным программистом, и поэтому мне не нужна литература и русский язык!» вполне может быть принят при условии, что тогда ребенок как следует наляжет на математику и информатику.
К сожалению, довольно часто подростки, привыкшие к многолетнему контролю и «мотивации извне» со стороны родителей, вообще не имеют никаких ожиданий от будущего: «Пойду, где баллов хватит», «Куда-нибудь устроюсь». Этот печальный вариант развития событий — результат того, что в течение многих лет обучение ребенка было устроено неверно. В итоге школьник не научился деятельности — он научился просто покорно выполнять ряд действий, как робот. Тут необходима помощь специалиста: нужно заново выстроить диалог с ребенком и пытаться «наверстать упущенное», отыскивая сферу, интересную ребенку.
— Нежелание учиться может быть связано с депрессией? Как распознать, что ребенка стоит показать психологу?
— Любые резкие изменения привычного поведения ребенка должны насторожить родителя. К примеру:
- он забросил то, чем раньше интересовался, а новых увлечений не появилось;
- стал замкнутым/агрессивным/апатичным, подавленным,
- нарушился сон, аппетит (как в сторону повышения, так и в сторону понижения);
- появились следы ожогов или порезов на теле (нет, это не «просто модно у молодежи» и не «повыпендривается и успокоится»).
Часто подростки напрямую говорят, что плохо себя чувствуют: высказывают идеи собственной ничтожности, незначимости, бессмысленности своей жизни. Все это не праздные «напрашивания на комплименты», а тревожный звоночек.
— Как часто дети не хотят учиться? Связано ли это с современной системой образования и поможет ли поиск более креативных подходов к обучению?
— В первом классе намного больше ребят, искренне желающих учиться, чем впоследствии выходит из одиннадцатого. Причин этому масса: от индивидуальных особенностей ребенка, его семейной обстановки — и до самой образовательной системы. Преобразование учебной системы не решит всех проблем с нежеланием детей учиться, однако может стать мощным фактором, облегчающим ее. Система, построенная на принципах учета личного интереса ребенка, его возможности самостоятельно выбирать цель, которой он будет добиваться способна подарить обществу огромное количество целеустремленных молодых людей, умеющих не только учиться, но и самостоятельно делать выбор.
Принуждение и оценки сегодня — это «необходимое зло», некий костыль, который заменяет отсутствующую мотивацию ребенка к обучению. Если ребенок сам выберет цель, считая ее важной, и станет ее добиваться, преодолевая трудности и чувствуя поддержку взрослых, — это станет настоящей внутренней мотивацией к учебе. Тогда такие инструменты, как принуждение и запугивание оценками, будут не нужны.
— Как родителям разговаривать с учителем, который критикует ребенка? Насколько важно для ребенка, чтобы родители были на его стороне, нужно ли передавать ему, что педагоги им недовольны?
— «Гигиеничнее» и безопаснее всего сперва выяснить обстоятельства, выслушать как учителя, так и ребенка. Важно, чтобы родители умели показать ребенку, что любят его даже тогда, когда он ошибается, но не убеждали, что «он всегда прав». В моей практике был случай, когда мать яростно защищала перед всем школьным руководством право сына кидать в учителя стулом на уроке, если тот его чем-то расстроил. Везде хороша мера и здравый смысл.
Chips-journal.ru