Задача со звездочкой — заинтересовать подростка школьным обучением без манипуляций, шантажа и принуждения. Они прогуливают уроки, отказываются выполнять домашнее задание и вообще не видят смысла учиться. Почему так происходит и как найти мотивацию?
«Не хочу учиться»
«Ну и где мне пригодятся твои интегралы или название столицы Эквадора? — резонно спрашивает подросток, когда вы заставляете его выучить параграф по географии или сделать домашнюю работу по математике. — Сейчас все можно нагуглить за пару минут — был бы интернет!»
И действительно, сегодня мы можем выяснить не только название столицы Эквадора за несколько минут, но и узнать краткую историю города, погоду (сегодня и в среднем по месяцам и дням), знаменитых выходцев и популярных сегодня персон, прогуляться по улицам Кито, не выходя из дома, и прочитать, что прямо сейчас волнует жителей города. И зачем что-то запоминать, если можно в любой момент попросить Алису или Сири найти нужную информацию?
Подросток считает, что учиться бессмысленно, и это мешает ему сосредоточиться на учебном процессе. Помимо этого, есть и другие факторы, влияющие на способность к обучению.
- Гормональная перестройка.Мозг подростка буквально начинает работать по-другому — ему сложнее сосредоточиться и запомнить новую информацию, трудно анализировать и сопоставлять факты. Также гормональные изменения могут стать причиной быстрой утомляемости. Ребенку становится тяжело учиться. Какие-то предметы вдруг даются с трудом, а сопротивляться и мотивировать себя ему пока не под силу.
- Изменение интересов.Даже у отличника в этом возрасте учеба может отойти на второй план. Подростку больше интересен мир вокруг, взаимоотношения между людьми, глобальные вопросы (политика, экология, экономика и так далее), философия (поиск себя и места в жизни, вопросы добра и зла, нормы и патологии, допустимости тех или иных действий) и внешкольные занятия (кружки, театр, волонтерство). На учебу и школу просто не остается сил.
- Влияние сверстников.Социальные связи выходят на первый план. Отсутствие интереса к учебе может быть следствием общения со сверстниками, которые думают и ведут себя аналогичным образом. Второй момент — травля внутри школьного коллектива. При этом подросток необязательно будет объектом буллинга одноклассников. Он может пропускать занятия из-за того, что не может изменить ситуацию.
Негативная реакция родителей может усугублять нежелание ходить в школу. Давление, манипуляции и шантаж ребенок воспринимает как агрессию, на которую в этом возрасте он реагирует усилением противостояния (вплоть до открытого конфликта), пассивным протестом (продолжает стоять на своем, но в конфликт не вступает) или отстраненностью.
Как найти мотивацию для подростка
Постараться выяснить причины. Подростку может быть сложно говорить о причинах из-за страха перед наказанием или нотациями, поэтому пообещайте, что не будете его ругать и наказывать. Ему необходимо знать, что вы поддержите его в любой ситуации, даже неприятной.
Предложить свой план. Расскажите, как поступили бы на месте сына или дочки и обсудите план, по ходу внося коррективы — так подросток будет чувствовать, что его мнение и чувства важны, а вы относитесь к нему как к равному.
Установить лимиты. Подростку действительно может быть неинтересно учиться, поэтому нужно выбрать важные предметы, которые потребуются для обучения в вузе или для работы, и изучать их в полном объеме. По остальным предложите освоить необходимый для аттестации минимум.
Предлагать варианты. Школьная программа во многом рассчитана на ребенка со средними способностями и широким кругозором, поэтому ребенку, который не вписывается в этот золотой стандарт, в школе может быть тяжело или скучно. Помочь с освоением школьной программы может дополнительное образование (в том числе онлайн), репетиторы и самостоятельное изучение, если у ребенка хватает сил и мотивации заниматься самому.
Предлагать помощь. Если у ребенка возникли проблемы с одноклассниками или он попал в не самую хорошую компанию, предложите свою помощь. Сменить круг общения можно на кружках или в волонтерских проектах. Проблемы с одноклассниками нужно решать исходя из того, почему они возникли. В этом вам потребуется помощь других родителей, классного руководителя ребенка и администрации школы. Иногда помогает перевод в другой класс или в другую школу. Если речь идет о старших классах, можно предложить подростку поступить в техникум, а затем в вуз.
Рассказывать о себе. Вспомните, насколько интересно вам было решать химические и геометрические задачи, запоминать, в каком году Наполеон брал Москву или считать те самые интегралы, которые вам так и не пригодились. В то же время подумайте, что именно дала вам школа — широкий кругозор, умение находить и анализировать информацию, а также умение вставить интересный факт или мнение об образе природы в произведениях Толстого. Кроме того, школа познакомила нас с классической литературой, теорией Дарвина и многими другими вещами, которыми мы, возможно, никогда бы не заинтересовались без нее.
Zen.yandex.ru