Ещё сравнительно недавно вузовское образование само по себе было для многих желанной целью. Присказки школьных учителей насчёт карьеры дворника для тех, кто не хочет хорошо учиться, достаточно наглядно характеризовали отношение к высшему образованию. Главное – поступить куда-нибудь, и жизнь удалась.
Сегодняшние выпускники гораздо более осознано и прагматично относятся к выбору жизненного пути. Образование дорожает, поэтому всё большее значение приобретает правильный выбор будущей профессии, которая должна обеспечить высокооплачиваемую работу и перспективную карьеру.
Но рынок труда постоянно меняется, и то, что востребовано сегодня, может утратить актуальность уже через год, не говоря уже о 4 – 6-летнем промежутке, необходимом для обучения в вузе.
Хорошие вузы разрабатывают планы приёма и обучения, опираясь на актуальное состояние экономики и сегодняшние интересы компаний, дающих рабочие места выпускникам.
Компетенции начинающих работников должны удовлетворять потребностям рынка труда, чтобы каждый молодой специалист нашёл свою нишу. При этом экономика непрерывно развивается, часть профессий уходит в прошлое, давая место новым специальностям.
Программы лучших вузов всегда предугадывают будущую ситуацию на рынке и предлагают студентам обучение на самых актуальных направлениях, позволяющих предвосхитить запросы будущих работодателей.
Многопрофильность и возможность выбора
Около половины всех выпускников одинаково хорошо учились в школе по всем предметам и не знают, чему отдать предпочтение при выборе будущей профессии.
Имеющим исключительно теоретические представления о профессиональной деятельности вчерашним школьникам практически невозможно сделать осознанный выбор.
Неоценимую помощь в правильной ориентации будущего специалиста могут оказать междисциплинарные прикладные проекты, к которым важно привлекать студентов с самого начала обучения.
Такие совместные работы значительно расширяют кругозор учащихся, дают им более широкое понимание избранной специальности и смежных областей знания. На программах многопрофильного бакалавриата, объединяющем смежные направления обучения, за студентом остаётся возможность выбора программы вплоть до третьего курса.
Скрытым бонусом такого формата обучения является возможность сдать ЕГЭ по выигрышным для себя предметам, а потом в процессе обучения перевестись на предпочтительную для себя программу.
Практика и принцип успешного образования
Выбрать подходящую для себя специальность помогает раннее, желательно с самых первых курсов, проведение практических занятий. Проверенные в деле знания гораздо лучше закрепляются у студентов, посвятивших практическим занятиям до 70% учебного времени.
Изучение теории требует всего 10% времени обучения, но вести теоретические занятия должны лучшие преподаватели и ведущие специалисты соответствующих сфер знаний.
Оставшиеся 20% учебного времени должны быть посвящены получению обратной связи от лучших практиков и экспертов соответствующих отраслей, которых необходимо привлекать для чтения профильных курсов.
При соблюдении вышеописанного баланса молодой специалист получает прочные теоретические знания, не теряя при этом из виду их практическое применение в реальной работе.
Индивидуализация образования
Большим преимуществом в обучении сегодня становятся индивидуальные образовательные треки, позволяющие подогнать программу бакалавриата под свои потребности и цели.
Треки создаются по результатам тестирования при участии искусственного интеллекта: в этом процессе учитываются имеющиеся достижения, интересы, черты характера и профессиональные качества.
Каждый, таким образом, получает возможность изучать то, что пригодится в будущем именно ему. Особенно удачно ситуация складывается тогда, когда в вузе проводится обучение не только на степени бакалавров и магистров, но и аспирантура, докторантура и программы повышения квалификации.
Наличие программ для взрослых слушателей позволяет вузу иметь широкие связи и видеть актуальную картину рынка.
Эффективное дистанционное обучение
В наши дни немаловажно убедиться, что выбранный вуз готов к дистанционному формату обучения.
Для этого в арсенале учебных средств должны быть обучающие симуляторы и тренажёры, которые в наши дни широко применяются при обучении медиков, инженеров, бизнесменов, физиков и химиков.
Бакалавриат нового уровня
Развитие искусственного интеллекта и роботизация рутинной операционной работы ставит перед начальной ступенью высшего образования новые задачи. Современный специалист должен мыслить тактически и решать в первую очередь интеллектуальные задачи: психологические, лидерские и стратегические.
Новым условием профессионального роста становится комплексное и целостное видение индустрии и понимание в этих рамках своего текущего места и возможного карьерного продвижения. Подобные компетенции, традиционно входящие в магистерские и дополнительные программы обучения, теперь становятся доступны в некоторых вузах уже на уровне бакалавриата.
Zen.yandex.ru