Чтобы эффективно приготовиться к самопрезентации, необходимо обратить внимание на:
Самого себя (имидж)
“Встречают по одежке, – вслед за народной мудростью напоминают они в который раз уже в истории человечества, безжалостно констатируют – провожают по уму”.
Итак, визит деловой “дамы” и молодого человека.
- Выглядим опрятно и нарядно.
- Избегаем зеленых, оранжевых, ярко-красных, ярко-желтых, розовых, лиловых и нежно-голубых тонов.
- Не надеваем белые босоножки.
- Приходим на 5–10 минут раньше.
- В кабинет не стучим.
- Войдя, говорим: “Позвольте”, – “Здравствуйте!”. Не забываем об улыбке.
- Представляемся: “Позвольте представиться…”
- Садимся на стул в 1-2 стульях от собеседника.
- Исключаем кресло – оно коварно.
- Не садимся на краешек стула, занимаем все сиденье, спиной ощущаем спинку стула, расслабляемся.
- Спокойное лицо и размеренный ровный тон – умение властвовать собой!
- Слушаем внимательно, не торопимся с ответом, говорим спокойно.
- Всегда глядим в глаза. В затруднительных случаях смотрим в переносицу (но не на мочку уха).
- На нетактичный вопрос отвечаем нейтрально, но не отделываемся незнанием. Промолчать – невежливо. Не нужно спорить – это лишнее и неприятно.
- В беседе появились паузы – визит заканчиваем, не дожидаясь, когда с вами начнут прощаться.
- Интересуемся, все ли вопросы прозвучали, что нужно делать дальше – звонить, зайти к заместителю, исчезнуть.
- Встаем, только когда прощаемся.
- Прощаются там, где собеседники расстаются. Уходим сразу, не возвращаясь, не “застывая” на пороге, улыбнувшись перед тем, как повернуться спиной.
Секрет чашечки кофе
Возможно, во время визита вам предложат чашечку кофе или чая. Советуем проявить сдержанность и отказаться.
Кстати, о коварстве чашечки кофе. Два молодых человека устраивались на престижную службу. Место было только одно. Управляющий беседовал с каждым с глазу на глаз. Оба показали, что хорошо знают свое дело. “Парни что надо”, – подумал управляющий. Правда, один из них отличался безукоризненными манерами поведения. Он сдержанно улыбался, аккуратно и непринужденно пил кофе, предложенный секретаршей, а на прощанье галантно раскланялся. Видно было, что молодой человек очень старался произвести выгодное впечатление. А другой парень показался управляющему умным, грамотным, сообразительным, но не очень ловким в общении человеком. Его манеры нельзя было назвать безукоризненными. Он не только не сумел быть галантным, но, прощаясь, сделал неловкое движение и опрокинул остатки кофе себе на брюки. Как вы думаете, кого управляющий в итоге взял на работу?
На работу был принят тот, кто опрокинул чашку кофе. Почему? А почему люди, безукоризненные во всем, не имеющие, на наш взгляд, никаких недостатков, вместе с восхищением вызывают к себе и некоторую неприязнь? Не потому ли, что мы не очень хотим им верить? Каждый из нас знает в тайне свои уязвимые места. А тут вдруг появляется человек якобы без слабостей. “У него, конечно, есть изъяны, но он их усиленно скрывает”, – думаем мы в таких случаях. Поэтому-то парень, допустивший промах, произвел впечатление более открытого человека. А открытость рождает доверие. Конечно, мы не призываем вас обливаться кофе с молоком, чаем с лимоном, пепси-колой или, допустим, рыбным супом для того только, чтобы вызвать к себе доверие окружающих. Достаточно помнить, что выйти из неудобного положения не могут как раз те, кто больше других боится в него попасть. Итак, нетрудно запомнить, что нужно быть соответственно одетым, прийти вовремя, правильно держаться и уметь вести беседу, вовремя проститься, оставив о себе самое приятное впечатление.
- Ожидания работодателя.
- Выбор средств самопрезентации: речевых ( вербальных): логичность, структурность, краткость речи и неречевых ( невербальных): внешность, мимика, осанка, походка, жесты, интонация, темп речи.
- Проведите самомониторинг
Самомониторинг: изучение способов презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести впечатление. Познакомьтесь с факторами, определяющими границы самопрезентации: субъективнее( характер, установки, самооценка, тип темперамента, уверенность в себе) и объективнее( социальные условия, социальный статус, воспитание, уровень образования, материальное положение. Напишите, какие из них Вы можете изменить. ( «Я могу изменить образование…»). Напишите, что трудно поддается изменению. ( « Я не могу изменить социальные условия…»)
Типичные ошибки у претендентов
- Отсутствие логики в высказываниях
- Говорит много и не по существу, неумело отвечает на поставленные вопросы
- Монотонная речь, безразличный голос
- Язык тела выдает неискренность кандидата