Делать домашние задания без нытья и уговоров и получать от этого удовольствие? Да, такое вполне возможно. Попробуем?
- Не называйте домашнее задание «работой» ребенка. Иногда родители говорят что-то вроде «у меня есть своя работа, я там зарабатываю деньги. А у тебя своя — ты сейчас учишься». Но когда вы называете это «работой», вы подразумеваете, что это будет нагрузка, обязательство, а не удовольствие, а там, где есть долг и обязанности, далеко не всегда бывает хорошее настроение.
- Не говорите «Сначала уроки, потом играть!» Помещая домашнее задание в категорию, отдельную от игры, вы снова подчеркиваете, что оно не может быть приятным, что это «дело», а не «потеха».Но игра на самом деле не менее важна для развития ребенка, чем полезные занятия и уроки. Лучше объясните ребенку, как важно делать и то, и другое, и играть, и учиться (конечно, играть лучше не только в гаджеты, а помнить и о физической нагрузке и активных играх). Предложите школьнику самому решить, в каком порядке расположить игры и уроки в течение дня — но с условием, что к вечеру все необходимое будет выполнено. Самостоятельность в принятии решений — важный фактор мотивации!
- Не используйте отсутствие уроков в качестве награды. Так иногда делают учителя — если класс хорошо поработал на уроке, или кто-то из учеников отличился — домашнее задание отменяется. Но домашнее задание предназначено для отработки того, что мы узнали в школе, чтобы лучше понять тему, закрепить и запоминать.
Это не наказание и не что-то неприятное, от чего регулярно требуется отдых в награду.
- Не ругайтесь и не манипулируйте. Не инициируйте конфликты и не заставляйте ребенка делать домашнее задание «в наказание», или переделывать плохо сделанное. Принуждение, ссоры или подкуп только приведут к обратным результатам и уменьшат внутреннюю мотивацию самого ребенка.
- Позвольте столкнуться с естественными последствиями. Если школьник категорически отказывается делать домашнее задание, обсудите, что произойдет в таком случае. Будет ли ругаться учитель? Будет ли плохая оценка? Ему придется объяснять учителю, почему домашнего задания нет, и это может быть неприятно, а вас рядом не будет? Возможно, ему сложно будет понять новую тему, которая обсуждалась в классе? Или усвоенный матриал без тренировки просто быстрее вылетит из головы? Выполнение домашних заданий важно именно для учебы, а не «для галочки».
- Делайте с ребенком уроки.
Не просто объясняйте, что домашнее задание важно, а покажите это своими действиями. А еще скажите, что вы цените время, которое проведете вместе, занимаясь чем-то полезым. А еще помните, что это время для общения! Вы можете купить себе такой же набор рабочих тетрадей и устроить соревнование по скорости и аккуратности, или выполнять задания по очереди. Или специально делать ошибки — и предложить ребенку проверить вашу работу. И, конечно, искренне радоваться удачам друг друга!
- Сделайте домашнее задание веселым и позитивным. Есть много способов сделать домашнее задание интересным: придумывайте свои собственные задачи с забавными условиями, разыгрывайте учебные сценки между игрушками, рисуйте комиксы — уроки тоже могут быть веселыми. Одна мама даже использовала задания в качестве награды — только за хорошее поведение ее дочка могла получить рабочую тетрадку с заданиями. Конечно, при этом важно верить в то, что домашнее задание может приносить удовольствие.
www.kanal-o.ru