Набор наших сильных качеств и интересов может быть очень узок или крайне широк. В любом случае, задача каждого человека – вовремя осознать их и применить в реальном деле. Только так мы можем самореализоваться. Если человек игнорирует свои способности, в один прекрасный день они начинают весьма болезненно проситься наружу, буквально поедая его изнутри. Чем мощнее нереализованный талант, тем больше он причиняет страданий. Но как понять, что именно во мне – так называемый талант? И есть ли он у меня вообще?
Сделать первые шаги навстречу своим способностям вам помогут родители, учителя, друзья.
Вот первое и самое простое Задание#1, выполнив которое вы сможете увидеть себя глазами окружающих.
Спросите у них:
– что у меня лучше всего получается?
– за что вы можете искренне меня поблагодарить?
– какую пользу я вам принёс?
Запишите всё, что они отвечают. Сначала это могут будут ответы: «ты хороший парень/ученик», но вы не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте задавать вопросы. Эта практика показывает хорошие результаты. Так, например, один телевизионный продюсер и сценарист работает в формате портретной документалистики. Он создаёт фильмы о людях, которые меняют окружающий мир, следуют своему предназначению, ведут созидательный образ жизни и хотят оставить след в истории. Так вот, его подход к главному герою всегда один: он разыскивает всё окружение человека – начиная с семьи и заканчивая коллегами – и ведёт опрос, подобно сыщику. Много часов он тратит на то, чтобы вытащить из этих людей детальное и глубокое описание героя: что хорошего он сделал, кому помог, о чём мечтает? Он по кусочкам воссоздаёт огромную картину маленького мира, который вращается вокруг одного человека (героя). И знаете, что выясняется, когда такой фильм-портрет готов? Главный герой всегда видит себя не таким, каким его воспринимают окружающие! Он недооценивает себя, видит в худшем свете, принижает свои качества, не осознаёт достижения и влияние на судьбы других людей. Поэтому важно услышать мнение со стороны.
Неудивительно, что во время просмотра фильма о себе человек всегда плачет. И он пересматривает кино своей жизни каждый раз, когда падает духом и нуждается в поддержке. Такой фильм, пусть и любительски снятый на телефон, должен быть у каждого. Сделайте и вы такой же фильм, выполняя Задание#1.
После того, как вы выполнили задание, у вас должен остаться список ваших сильных качеств или видеоролик. Храните всё это в качестве поддержки.
Задание#2 требует наблюдательности от ваших родителей. Нужно узнать у них, чем вы занимались с искренним интересом, и в какие нестандартные ситуации попадали в возрасте до 7 лет. Чем необычнее подмеченные события, тем лучше. Возможно, некоторые факты будут всплывать в памяти вспышками, без точного контекста. Как только найдёте что-то интересное в своей биографии – проанализируйте, не попадаете ли вы в похожие ситуации до сих пор? Нет ли ощущения «дежа вю», странного совпадения?
Например, в детстве, играя в песочнице, если дети начинали ссориться в вашем присутствии, вы раздавали им свои лопатки и вёдра и призывали совместно строить замок, а сейчас – люди охотно делятся с вами историями, примерами и переживаниями. Или вы проводили бессонные ночи с фонариком под одеялом, дочитывая очередной литературный шедевр, и вас до сих пор увлекает литература. Возможно, стоит обратить внимание на выбор журналистской профессии и освоение сценарного мастерства. Или в детстве вы постоянно отвлекались от дел на живую природу (дуновение ветра, насекомые в земле, цвета листвы) и очень любили собирать человечков из травинок и палочек. Возможно, вы обладаете исключительными тактильными способностями, вкусом и врождённым чувством стиля, и ваша работа должны быть связано с натуральными материалами и цветовой гаммой, так например, стилист.
Конечно, далеко не всем повезло с детства развивать свои способности. Но проанализировать прошлые и настоящие ваши увлечения можно и сейчас.
Мы переходим к Заданию#3. Вам нужно заполнить схему, которая состоит из трёх пересекающихся кругов.
ЛЮБЛЮ? – СПОСОБЕН? – ГОТОВ УЧИТЬСЯ?
Названием этой схемы будет тот вид деятельности, который очень вас привлекает. Например:
Я – БАЛЕРИНА
Итак, допустим, я решила стать балериной. Меня привлекает образ гибкой красавицы, свободно парящей на сцене в воздушном платье. Мне нужно честно ответить себе на три вопроса, обозначенных в этих кругах.
Вопрос#1: способна ли я стать балериной?
Это вопрос о нынешнем состоянии здоровья, врождённых данных и особенностях характера. Здесь мы должны проанализировать работу организма на данный момент. Выдержит ли он такую нагрузку? Что мне нужно сделать для того, чтобы физически осилить этот труд? Хватит ли мне упорства, силы воли продолжать, когда не будет больше сил? Легко ли мне даются эти движения? Готова ли я вставать на два часа раньше каждый день, чтобы освоить эту профессию?
Например, вы «загорелись» ежедневно заниматься йогой, стали искать в своем графике хотя бы 2 свободных часа, и вы их нашли. Ради этого вы начали вставать засветло, при этом легко высыпались за 6 часов. То есть у вас на всё хватало сил, они брались сами собой! Но ради балетного станка ваше сонное тело даже не поднимается с кровати, а после занятия вы падаете спать обессиленные. Помните, дело жизни должно давать энергию, а не забирать её! Поэтому для того, чтобы это понять, надо попробовать!
Вопрос#2: люблю ли я это дело?
Почему так важно искренне любить своё дело? Чувства, которые испытывает балерина во время прыжка на сцене, сродни счастливому полёту и состоянию влюблённости. Ежедневный труд танцора – это болезненные тренировки и бесконечное преодоление ограниченных возможностей тела. Но если танцор этим живет, любит свое дело, то, как пишут, он во время танца переживает высшую степень блаженства.
Пусть ваше дело вызывает самые искренние чувства!
Вопрос#3: готова ли я учиться в балетной школе?
Здесь нужно адекватно оценить степень своей увлечённости делом и готовности пожертвовать временем и ресурсами ради обучения и прогресса. Мастерство достигается в том случае, если мы постоянно его оттачиваем и привносим в процесс новые знания. Мы должны, словно муравьи, тащить в свой муравейник новые палочки со всех окраин! Если вам неинтересно ходить в этот институт, на эти курсы и к этому педагогу, и если вы ещё не перерыли весь интернет в поисках информации по теме, значит, профессия вас не захватывает, она – не ваша.
Ради интереса, проанализируйте историю вашего интернет-браузера за прошедший год: возможно большинство ссылок, по которым вы ходили, вращались вокруг одной и той же темы!
Теперь обведите все три кружочка одним общим, главным кругом, и задайте …
Вопрос#4: нужна ли я миру в качестве балерины?
Обычно эту профессию выбирают параллельно со школой, потом ей отдают лучшие годы жизни и, как раз лет в 30, под фанфары уходят на пенсию. Хотя есть пример балерины, которая встала за станок после 30-ти лет и даже вышла на сцену. Но главный вопрос – принесу ли я пользу, будучи танцовщицей среднего уровня, неспособной подарить зрителям полноценное эстетическое удовольствие? Обладаю ли я уникальными качествами, необходимыми для этого занятия? На самом деле, это ещё и денежный вопрос. Будут ли лучшие театры мира платить мне достойные гонорары? Безусловно, нет.
Ваши качества должны быть полезны и востребованы. Посмотрите правде в глаза!
Пропустите через этот фильтр все профессии, которые вызывают в вас искренний интерес. Писатель, певец, ландшафтный дизайнер, архитектор, телеоператор, стилист, финансист – по очереди всё, к чему вы когда-либо «тянулись». Оставьте те профессии, которые проходят каждый этап с уверенным ответом «да!». Осталась только одна? Тогда вы можете уже сейчас приступить к её освоению. Поздравляю! У вас отличные шансы стать лучшим в своём деле. Вы готовы самоотверженно погрузиться в деятельность. Возможно, мешает нерешительность и страх. Но здесь, работает правило – как только вы решитесь посвятить себя предназначенной деятельности, время и силы на неё появятся даже в самом загруженном расписании!
Мария Массух. Красный будильник, 2017.