Профессор Гарвардского университета Рональд Фергюсон и журналист Таша Робертсон в прошлом году издали книгу «Формула: раскрывая секреты воспитания высоко успешных детей». Книга стала хитом среди родителей, стремящихся приложить все силы, чтобы воспитать своих детей столь же успешными, как это получилось у тех, чьи дети сегодня занимают руководящие посты в богатейших компаниях мира.
Соавтор Таша Робертсон по роду деятельности брала интервью у многих богатых и успешных людей и обратила внимание, что все они на вопрос «как вы добились успеха?» в первую очередь упоминали своих родителей и их методы воспитания. После чего она уже прицельно начала интервьюировать знаменитых и богатых, пытаясь уловить взаимосвязь их сегодняшнего успеха с воспитанием, полученным в детстве. Рональд Фергюсон, как ученый, проанализировал интервью со всеми этими людьми и их родителями, и сделал интересные выводы.
Оказывается, роль воспитывающего родителя не монолитна сама по себе. Хороший родитель умеет переключаться внутри своей главной роли на восемь составляющих. Именно в этом и кроется секрет воспитания успешных людей — в умении родителей совмещать в себе восемь родительских стилей, родительских ролей. И этим мастерством обладали практически все родители, которых изучали авторы исследования.
Первая роль — партнер по раннему обучению
Это первая по важности роль, как считают сами авторы книги. Родитель, который много времени занят развивающими и обучающими играми с ребенком в самом раннем возрасте, закладывает прочный фундамент для его успешного будущего. Заинтересовывать ребенка важными вещами можно через игру, но при этом в процессе развлекательного времяпрепровождения учить его решать разные проблемы, показывать нужные для этого навыки.
Вторая роль — бортинженер
Если вы думаете о жизни как о путешествии, то вы настраиваете ребенка на то, что траектория его жизни будет удивительной и восхитительной, и поддерживаете его в этом. Каждый раз, когда ребенок решает уйти с этой траектории, вы вмешиваетесь и возвращаете его на нужный путь. Также вы следите за окружением ребенка, но в отличие от родителей-вертолетов вы даете своему ребенку пространство для самореализации, отслеживаете, чтобы оно было безопасным и чтобы в нем хватало условий для интересов ребенка. В роли бортинженера родитель может выступать, когда, например, ребенку в школе не предоставляют тех или иных условий по совершенно несправедливым причинам.
Третья роль — наладчик
Эта роль гарантирует, что у ребенка есть ресурсы, чтобы ему преуспеть в достижении своих целей. Авторы обнаружили, что родители успешных детей даже во времена экономических трудностей находили ресурсы и союзников, чтобы помочь своим детям развиваться.
Четвертая роль — открыватель
Родитель-открыватель помогает своему ребенку увидеть, насколько велик мир. Он водит его по музеям и выставкам, знакомит с разными культурами, расширяет их мировоззрение. Говорит о том, как много дверей открыто человеку, как много существует в мире захватывающих возможностей! Быть родителем-открывателем возможно даже при недостатке финансовых ресурсов. Сейчас с помощью интернета можно узнать о любом уголке планеты, о самых удивительных вещах, которые на ней только есть!
Пятая роль — философ
Эту роль Фергюсон считает второй по важности из всех ролей. Потому что она помогает ребенку найти цель. Даже трехлетки могут задавать удивительные вопросы, сложные, глубокие, и родитель должен относиться к этим вопросам серьезно, не отмахиваться. Родитель-философ дает простой для понимания, но серьезный по сути ответ, он не уходит от вопросов, не произносит фраз типа: «вырастешь — узнаешь». Если родитель-философ не знает сейчас, что ответить, он честно просит дать ему время, чтобы подумать, как лучше ответить на сложный вопрос. Пусть это будет день или даже два, но нужно вернуться к этому вопросу и дать взвешенный ответ. Нельзя недооценивать способности ребенка понимать жизнь и глобальные идеи.
Шестая роль — образец
Ребенку нужна ролевая модель, образец, на который он может ориентироваться в своем поведении. Родитель должен быть первой ролевой моделью, очень желательно идеальной в своем собственном поведении. Нужно только четко определить для себя главные ценности и работать над их привитием детям. Сделать это будет гораздо проще, чем многие из нас думают: ребенок копирует с родителя все, что в нем видит и подмечает — то как родитель общается с другими, решает свои проблемы, контролирует свои эмоции…
Седьмая роль — переговорщик
Переговорщик учит ребенка, как правильно отстаивать и защищать свои интересы, как говорить правду, спорить, не обижая оппонента, уважать правила и т.п.
Восьмая роль — голос навигатора
Внутренний навигатор ребенка — голос отца или матери в его голове. Установки и правила, которые ребенок получает в семье, помогают ему регулировать свои поступки даже тогда, когда он вырастает и уезжает из родительского дома.
Авторы книги осторожно подчеркивают, что успех необязательно означает, что ребенок поступит в лучшие университеты мира или заработает миллионы долларов. Авторы видят успех более абстрактно и в то же время более персонализировано. Для каждого человека успех определяется индивидуальными установками, но в любом случае это гармония с собой и удовлетворенность своей жизнью. Чтобы достичь этого состояния, человек должен прежде всего суметь самореализоваться, ведь именно самореализация позволяет нам чувствовать себя успешными.
Еще один момент, на который обращают внимание авторы исследования. Не все дети из одной семьи становятся одинаково успешными. Здесь может быть два момента: не все дети оказываются одинаково восприимчивыми к усилиям родителей, а также не все дети получают одинаковое воспитание. Родители могут быть возмущены таким откровением: как, мол, так, мы никого из детей не выделяли, мы одинаково воспитывали всех детей. Но нет, скорее всего, не совсем одинаково. Эти моменты родителями могут даже не осознаваться.
Даже если ребенок не вырастет суперзвездой, в любом случае, стремиться принять на себя все упомянутые выше роли не помешает никому из родителей. Все мы хотим быть лучшей версией себя, и эта формула дает нам такую возможность. Постараться раскрыть потенциал ребенка, выявить все лучшее в нем, сделать его уверенным в себе и самостоятельным — это ли не успех?
Zen.yandex.ru