Цифровизация – новое, но уже ставшее привычным явление, без неё не обходится сегодня, наверное, ни одна сфера жизни человека. Особенно заметно это в образовании.
Жить стало лучше, учиться – проще
При царе крестьянские дети, стремившиеся стать грамотными, за много километров ходили пешком в земскую школу. Сегодня из каждого уголка планеты, где есть интернет (а белых пятен на карте в этом отношении всё меньше и меньше), можно получить доступ к образовательным ресурсам всего мира.
Это стало возможным благодаря цифровизации – внедрению новых технологий в жизнь общества. Находясь внутри процесса, мы мало его замечаем. Просто из года в год:
- улучшается доступ к информации;
- становится проще коммуницировать.
Для молодых людей, подростков и детей, т. е. всех, кто родился в первой четверти XXI века, это настолько естественно, что другой жизни большинство не представляет.
Одна из сфер, где произошли наиболее кардинальные изменения, – образовательная.
Плюсы цифровизации в образовании. Есть ли минусы?
Цифровизация образовательной сферы начиналась с оснащения очных учебных заведений новыми цифровыми технологиями. Картина, когда класс в отдалённом селе в режиме реального времени участвует в лекции профессора МГУ, уже не кажется фантастической.
Пандемия коронавируса способствовала принятию обществом неизбежности цифровизации (подробную статью на эту тему можно прочитать по ссылке). Ученики и педагоги по всему миру смогли перейти на дистанционное обучение. Теперь никого не удивишь, если школьник с утра не бежит в класс, а остается в своей комнате, включает компьютер и… вот он уже со своими одноклассниками, пусть и виртуально.
Помимо повышения доступности и качества образования, можно выделить и другие преимущества цифровизации обучения:
- Детям не нужно таскать в сумке или портфеле тяжёлые учебники и пособия. Всё доступно онлайн.
- Семьи, в которых растут ученики, меньше тратятся на проезд, канцелярию, питание вне дома и т. п.
Как и любое явление, цифровизация обучения заключает в себе не только плюсы, но и минусы. Многие люди, особенно родители нынешних учеников, всерьёз обеспокоены. Проблему изучают на уровне ЮНИСЕФ (см., например, недавний доклад организации «Дети в цифровом мире»).
Самые очевидные проблемы:
- Трудности в общении в реальной жизни, с живыми людьми. Ведь большую часть времени дети общаются только в виртуале.
- Меньшее внимание физическому развитию. Побегать на перемене, позаниматься спортом на улице или в спортзале, погулять и поиграть со сверстниками – всё это уже не актуально для ребят, проводящих дни напролёт в гаджетах.
- Снижение авторитета педагогов. Еще несколько десятилетий назад слово учителя в большинстве случаев для детей и родителей было неоспоримо. Как и тот факт, что педагог знает больше. Сегодня всё не так однозначно. Многие дети лучше взрослых ориентируются в информационном цифровом потоке.
Впрочем, с тем, что это однозначные недостатки, можно поспорить. Из цифровизации, как из любого другого явления, нужно уметь извлекать пользу, а возможные слабые стороны превращать в сильные.
- Не возмущаться, что учителя стали слабые, а находить с помощью новых технологий сильных и заниматься с ними.
- Не превращаться в затворников, имея возможность не ходить в школу, а, наоборот, стараться больше общаться с самыми разными людьми. В том числе в реале.
- Использовать гаджеты не во зло, а во благо. Ту же физическую нагрузку можно рассчитывать с помощью специальных программ. Поболтав с другом в мессенджере, пойти вместе гулять.
Zen.yandex.ru