Работа не волк… Почему подростки равнодушны к выбору будущего?
Причина первая.
Люди вокруг не любят свою работу .На первый взгляд может показаться, что современные дети намерены жить по принципу Феди из «Приключений Шурика»: «Кто не работает, тот ест!» Но все не так. Ребята прекрасно понимают, как устроен мир, и от работы не отказываются. Проблема в том, что подавляющее большинство взрослых не любят то, чем занимаются. Для них это всего лишь средство, чтобы заработать на жизнь, которой они, кстати, тоже не наслаждаются. Поэтому дети воспринимают такую позицию как норму. В деньгах нет ничего плохого, они помогают нам жить, как мы хотим, и покупать, что хотим. Но ведь счастье не только в них. На вопрос, что включает в себя профессия, школьники отвечают: любой человек стремится максимально реализовать себя, получать от своей профессии и удовольствие, и хорошие деньги. Однако, оглядываясь на окружающих, ребенок видит совершенно противоположную картину.
Причина вторая.
Страх перед взрослой жизнью. Все дети хотят как можно быстрее повзрослеть. Зачастую страх перед неизвестностью оказывается гораздо сильнее. Непонятно, в каком направлении двигаться, и нужен ли он этому миру вообще. Ситуация обостряется, если подросток еще не понял, какая профессия ему интересна.
Причина третья.
Непонимание, как и из чего выбирать. «В старших классах от подростка ждут конкретики: кем он собирается стать, когда вырастет, и чего хочет от жизни в целом. Но у ребенка нет объективных инструментов для выбора своего будущего».
Причина четвертая.
Боязнь поступления Поступление уже давно стало синонимом слова «стресс». На этом этапе подростку кажется: он делает самый главный выбор в своей жизни. Оказывается, это не совсем так. В жизни мы постоянно выбираем: от продуктов в магазине до рабочего места. «Выбор работы — это выбор образа жизни. Крайне важно, чтобы то, как ребенок видит свое будущее, совпадало с тем, чего он действительно хочет».
Причина пятая.
Нет желания и мотивации действовать. Во многих школах нет грамотной профориентации, которая помогла бы подростку определиться. Бывает, приходят студенты психолого-педагогических университетов, проводят тестирования, связанные с профориентацией, но результаты тестов дети никогда не увидят. Это тоже негативно сказывается на их мотивации. В итоге ребята так и остаются в недоумении, что же делать дальше.
Профориентация VS самоопределение .
Эти понятия неотделимы. Самоопределение всегда направлено внутрь личности, здесь главную роль играют способности и стремления человека. Его можно охарактеризовать как план на 5-10 лет. «Мир профессий очень нестабилен. Даже если ты занимался чем-то одним на протяжении 15-ти лет, в одно мгновение все может измениться. Доказательством этого стала пандемия, когда многим людям пришлось переквалифицироваться. И об этом нужно разговаривать с подростком. Он должен понимать значимость самосовершенствования и быть конкурентоспособным». Профориентация — когда человек внимательно наблюдает за внешним миром и опытом других людей, после чего делает свой выбор.
«Что? Где? Когда?»
В профориентации: знатоки против подростков
- Родители.
Родственники часто навязывают детям собственное видение их будущего. Особенно это касается родителей, желающих, чтобы подросток достиг вершин, которые оказались им не по силам. Авторитетное мнение взрослого подавляет ребенка, и профориентация завершается его пассивным согласием.
- Учителя.
Случайно брошенная учителем фраза о том, что кто-то из ребят хорошо пишет сочинения, порой превращается в настойчивый совет: ему следует стать журналистом. Если подросток доверяет мнению педагога, то при выборе профессии оно может стать для него определяющим. При этом ребенок проигнорирует тот факт, что в мире на самом деле куда больше направлений, и, возможно, ему было бы интереснее заниматься чем-то другим.
- Друзья .
Одноклассники, которые уже выбрали и любимое дело, и идеальный для себя вуз, могут агитировать подростка. А чтобы убедить его поступать «заодно», в ход идут аргументы: институт близко от дома, мы будем учиться вместе, там классно и т. д. Уверенность и энтузиазм друзей становятся стрессом для абитуриента, который еще не знает, чем хочет заниматься и куда подавать документы.
- Кино/соцсети Киноиндустрия формирует определенные образы и людей, и профобластей. Например, профессия адвоката в последнее время очень популярна. На экране ребята видят успешного, богатого и красиво одетого человека. Кажется, что его дело — красноречиво выступать в суде. Но кропотливая работа с документами, постоянная напряженность и жесткая конкуренция, как правило, остаются за кадром. Поступив на юридический, молодой специалист неожиданно сталкивается с рутинными задачами, сложностями и, разочаровавшись, уходит.
- Установки окружающего мира .Блогерство и желание быть всегда актуальным также оказывают сильное влияние на подростка, сужая его представление о существующих профессиях. «Когда ребенок находится на развилке, ему следует объяснить все плюсы и минусы той или иной профессии. Ведь любимая работа — это не только задачи, которые каждый день приносят человеку одно сплошное удовольствие. Сюда входят ответственность, умение принимать правильные решения, справляться со своими эмоциями, готовность учиться и повышать свою квалификацию. Подготовленному к возможным трудностям (пусть даже в теории) школьнику будет проще ориентироваться в сферах деятельности. Чтобы выбор ребенка был максимально осознанным, важно уйти от субъективности».
Слова подростка, на которые следует обратить внимание:
интересно; нравится/не нравится; сам знаю. За ними кроется огромное количество критериев. Их нужно разбирать с помощью уточняющих вопросов.
Слова взрослых, на которые необходимо наложить табу:
молодец; когда я был в твоем возрасте; это правильно/неправильно. Не всегда дети нуждаются в экспертном мнении старших.
Позиция взрослого должна исключать универсальные ответы.
Профориентация и самоопределение — нелинейные процессы, в них нет четкого алгоритма действий. Ведь каждый новый опыт корректирует наши пожелания относительно профессии. Это нужно учитывать.
Как заинтересовать ребенка выбором будущего .
Подумайте вместе, зачем вообще человеку требуется профессия.
Рассмотрите на примерах, что включает в себя та или иная деятельность, созвучна ли она с желаниями и способностями ребенка. Решает — подросток, взрослый — лишь помогает.
Придумайте с ребенком образ идеальной жизни. Потом объясните ему: промежуток между ожидаемым будущим и точкой «сейчас» — это целый путь. Желаемое не появится перед ребенком в ту же секунду, на его осуществление уйдет какое-то время, а иногда и годы. 10 целей — 10 шагов.
Попросите ребенка написать 10 целей, которые ему хотелось бы достичь к 25-ти годам. После он должен описать 10 шагов, способных помочь ему в их достижении.
Важно регулярно формировать у подростка причинно-следственную связь: любое действие, направленное на достижение цели, будет иметь эффект. Читайте, смотрите, пробуйте.
В интернете есть информация обо всех компетенциях, анализируя ее, проще сделать правильный выбор. Можно устроить соревнования: кто соберет сведения о большем количестве профессий.
Увлеченно обсуждая их, дети с удовольствием включатся в профориентационные мероприятия. Хочу, могу, надо. Поделите лист бумаги на три блока.
Первый — что подросток хочет делать в профессии,
второй — что он может делать,
третий — что необходимо будет делать.
Здесь важно учесть нюанс: десятиклассник порой сам не знает, что входит в функционал выбранной области. Поэтому будет лучше, если вы пропишете, чего он делать категорически не хочет. Подкрепляйте каждую «хотелку/нехотелку» конкретными примерами.
Так выбор ребенка будет более осознанным. Формат интересующей работы. Установка «не хочу работать на дядю» обычно транслируется взрослыми, школьник ее просто повторяет. Но каждый формат (найм, фриланс и т. д.) имеет свои преимущества. Возможно, именно этому ребенку будет комфортно в роли исполнителя.
Другой — хорошо справится с проектной деятельностью, поскольку ему сложно работать в жестких рамках, а третий — обретет счастье и успех, открыв свой бизнес.
Сужаем круг. Как уже говорилось, изменения мира сказываются на всех профессиональных направлениях. Можно выделить восемь сфер деятельности: техника и устройства, творчество, общение и взаимодействие, сервис и помощь, управление и организация, информация, природа, спорт и туризм.
Важно донести до подростка: все профессии сочетают в себе сразу несколько типов деятельности и требуют различных навыков. «Помните: нельзя уходить с детьми в игру! Это может негативно сказаться на понимании подростка.
Придумали вы, например, очень интересную и полезную экономическую игру. В результате ребенок решил, что у него аналитический склад ума, и теперь он намерен стать экономистом. Такой вывод субъективен, ведь школьнику понравилась сама игра, ее формат, а не профессия. Превратить ее в рабочий инструмент поможет разделение. Задайте ребятам два вопроса: как им игра и понравилась ли тема (ключевая мысль, посыл)».
То же самое касается и спикеров, которых приглашают школы в рамках профориентации. Обаятельный представитель профессии так красиво и емко может рассказать о своей работе, что дети с готовностью пойдут по его стопам. Но ведь понравился им конкретный обаятельный человек, а о самой профессии, ее подводных камнях они мало что знают. В результате сделанный выбор может обернуться разочарованием.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/proforientatsiya-kak-zainteresovat-podrostka-vyborom-budushchego/