Сегодня мы разберем с вами разницу между профессиональным и карьерным развитием. Как построить свой план развития, как расширять свои профессиональные связи.
Итак, вы успешно прошли интервью и вот оно долгожданное предложение о работе! Вы с радостью выходите на новое рабочее место. Что же дальше? А дальше нужно развиваться.
Наверняка вы слышали понятия карьерный и профессиональный рост. А это одно и то же? Или есть разница?
Понятия карьерного и профессионального роста очень близкие и могут друг друга дополнять, но все же различия есть.
✓Профессиональный рост предполагает овладение специальностью на высоком уровне. У настоящего профи процесс познания никогда не заканчивается. Он постоянно стремится углубить свои знания в узком вопросе, приобрести дополнительные навыки, повысить мастерство. Хороший специалист может решить самую сложную проблему в пределах специальности. Путем самообразования, занятий на различных курсах он расширяет рамки своей компетенции.
✓Профессиональный рост отмечается повышением востребованности данного специалиста, более качественным и быстрым выполнением работы, ростом заказов на его услуги. Но он не всегда сопровождается повышением по службе, ростом заработной платы.
Каждый работник сам для себя определяет критерий профессионального роста.
Специалистом высокого класса стать легче, если изначально выбрана профессия по душе, а работа вызывает интерес и приносит удовлетворение.
В идеале человек, глубоко овладевший своей профессией, вправе рассчитывать на карьерный рост. Но в реальной жизни так бывает не всегда.
Часто благодаря другим своим качествам (организационным, лидерским способностям), человек быстро продвигается по служебной лестнице. Он не владеет всеми тонкостями профессии, но ему это и не нужно: перед ним стоят другие задачи. Он занимается глобальными вопросами развития компании, перспективным планированием, созданием команды и оптимальной организацией труда.
Для выполнения отдельных узких задач руководитель имеет штат специалистов. Конечно, в общих вопросах он должен разбираться, но к высокому профессионализму это не имеет отношения.
Для любой компании будет оптимальным вариантом, когда руководитель является хорошим организатором, признанным лидером, досконально знающим свою специальность. Для этого человек должен постигнуть все тонкости своего дела и в результате получать более высокие должности.
При правильном подходе профессиональный рост действительно сопровождается карьерным, и тогда довольными остаются все: специалист, получивший заслуженное повышение, и работодатель, получивший ценного сотрудника.
Как видим понятия эти совершенно разные. Не лучше и хуже, а разные. И только мы сами можем выбрать, что нам необходимо: зарплата, регалии, положение, признание и т. д. Самое важное не путать эти понятия, тогда понимание наших потребностей приобретет более четкие очертания. Именно потому, что большинство людей путают или смешивают понятия карьерного и профессионального роста, они начинают неправильное движение. Некоторые настолько зациклены на карьерном росте при непонимании сути этого процесса, что совершенно неадекватно оценивают свои успехи и стремления в профессиональной плоскости.
Критерии своего профессионального роста каждый специалист определяет самостоятельно.
Для одних профессиональный рост — это достижение целей с минимальными затратами ресурсов, для других — признание в профессиональных кругах.
Поэтому важно установить определенные критерии профессионального роста именно для себя, чтобы понять, насколько активно происходит профессиональное развитие и происходит ли вообще.
Чтобы построить свой индивидуальный план развития определите конкретную цель.
“Хочу стать топ-менеджером и много зарабатывать“ – это цель, но не конкретная, а потому недостижимая. А вот возглавить компанию Росатом или стать креативным директором определенной компании уже возможно, потому что вы можете проанализировать, какое образование, навыки и компетенции есть у людей, занимающих эти должности сейчас.
Далее постройте план.
План – это список долгосрочных и краткосрочных целей, которые распределены по времени.
Долгосрочную цель вы уже поставили, но до нее не добраться, если не разбить ее на более мелкие.
Каждую краткосрочную цель можно раздробить на более мелкие.
В результате вы получите реалистичный план на ближайшие несколько лет, и можно начинать действовать!
Выбирайте правильных людей для общения.
Дело не в простой выгоде, а в том, что ваш круг общения влияет на ваши действия и мысли.
Мудрый наставник в одной компании стоит высокой зарплаты в другой.
Известное каждому западному бизнесмену слово networking – построение сети деловых контактов – можно перевести на русский манер пословицей “не имей сто рублей, а имей сто друзей“. В 1960-х гг американский психолог Стенли Милгрэм предложил теорию 6 рукопожатий.
Психолог утверждал, что каждый из жителей планеты знаком с любым человеком через цепочку из 6 знакомых. Наш мир действительно тесен.
В понятие networking входит не только деловое знакомство с человеком, но, что труднее, поддержание долгосрочных отношений с ним.
В этом вам помогут соцсети, современный инструмент карьерного роста.
Соблюдайте бизнес-этику. Чтобы расти по карьерной лестнице, важно, чтобы все окружающие, и не только начальство, видели в вас надежного и деятельного человека. Известный писатель и бизнес-консультант Ричард Темплар в своей книге “Правила карьеры“ описал личные качества человека, который двигается по службе. И нет, идти по головам не обязательно, просто работайте над собственным имиджем:
Каким должен быть “карьерист”
(психология общения на работе)
- Будьте деятельным – никогда не “отсиживайте” рабочее время, работайте на результат.
- Всегда говорите правду – вы сформируете отношение к себе, как абсолютно честного человека.
- Всегда улыбайтесь -это всех заряжает энергией и хорошим настроением.
- Одевайтесь хорошо – не позволяйте себе выглядеть непривлекательно.
- Будьте внимательны к людям – им приятны искренние комплименты.
- Не сплетничайте – слушать сплетни можно, а распространять дальше не стоит.
- Не нойте – это притягивает других нытиков.
- Будьте дипломатом – будьте всегда спокойны и улаживайте конфликты коллег.
- Будьте осторожны – если вы чувствуете, что происходит что-то противозаконное, уходите из компании.
- Задавайте правильные вопросы – это помогает понять суть проблемы и покажет вас человеком думающим.
- Постоянно учитесь.
Обучение и постоянное развитие – это ваше конкурентное преимущество.
Где можно учиться, чтобы применить это в работе:
- Самообучение (дома, в библиотеках, с помощью онлайн-курсов и приложений в телефоне).
- Обучение в университете (первое, второе высшее образование, курсы повышения квалификации, вольные слушатели“ на университетских курсах).
- Общение в профессиональных группах (интернет-сообщества, коворкинги).
- Тренинги (социальных, волевых, интеллектуальных компетенций; индивидуально и в группах).
- Путешествия.
- Физическое развитие и спорт.
- Книги.
Действуйте! Растите, развивайтесь, ошибайтесь и не бойтесь этого! Ведь, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Zen.yandex.ru