Как помочь ребенку преодолеть тревожность в период обучения в профессиональной образовательной организации?
- Интересуйтесь жизнью своего ребенка и будьте готовы помочь ему в трудной ситуации.
Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует их успехам в учебе. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, асоциальному поведению.
- Учитесь слушать, понимать своего ребенка и сопереживать ему.
Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия у подростка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
- Любите своего ребенка таким, какой он есть.
Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести к формированию у ребенка замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям.
- Замечайте и признавайте даже самые малые достижения своего ребенка и одобряйте его самостоятельность.
- Доверяйте своему ребенку, уважительно относитесь к его выбору.
Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители больше других склонны бояться за своих детей.
- Относитесь к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку.
Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации. Происходит формирование собственной индивидуальности, устанавливаются новые связи с родителями. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
- Станьте для ребенка наставником и другом.
Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения, нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды. Это отрицательно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
- Воспитывайте ребенка на личном примере.
Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
- С первых дней обучения ребенка в колледже/техникуме организуйте сотрудничество с педагогами.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, заместителем директора по воспитательной работе ПОО/ООВО.
- Интересуйтесь кругом общения ребенка.