Когда стоит начать говорить с ребенком о будущей профессии и надо ли вообще?
Семья для ребенка является тем «пространством», в котором начинает формироваться его личность, появляются собственные ценности и жизненные взгляды. Отношение к труду и к профессиональной деятельности не стало здесь исключением. То, как родители сами относятся к своей профессии, с каким настроением они идут на работу и каких результатов там добиваются – всё это накладывает отпечаток на профессиональное самоопределение ребенка. Поэтому нет никаких сомнений, что в семье говорить о профессиях и о будущем выборе важно и нужно уже хотя бы для того, чтобы ребенок не повторил карьерных «ошибок» своих родителей. Другой вопрос, в каком возрасте он будет готов к таким беседам и в каком контексте следует выстраивать этот разговор.
Понятно, что максимально актуальной тема выбора профессии для ребенка становится в старших классах, когда уже сама система образования практически требует от школьника разобраться с направлением развития и определиться с экзаменами для поступления. Не самое лучшее решение предлагать подростку поговорить о его будущем и вариантах профессий в этот момент: подросток, скорее всего, воспримет ваше желание помочь как очередную порцию напряжения и ещё один источник раздражения. В идеале, к теме выбора профессии нужно готовить ребенка постепенно, желательно начиная с раннего детства. Так, с дошкольником и младшим школьником родителям полезно разговаривать о том, какие существуют профессии вообще, чем занимается тот или иной специалист, для чего люди работают и учатся. Такие беседы помогут ребенку понять, из каких вариантов можно выбирать свою будущую профессию и как этот выбор может улучшить его жизнь. Запустив процесс расширения кругозора ребенка и формируя его положительное отношение к труду, родителям важно обратить внимание подростка на самого себя и свои возможности. Ребенок – это будущий профессионал, а для его успешной карьеры важно знать свои сильные стороны и развивать их, понимать свои интересы и раскрывать таланты, находить новые точки роста. Разговоры о самопознании и самоисследовании логично вести в младшем подростковом возрасте, в 10-12 лет. О самом профессиональном выборе и своей будущей взрослой жизни ребенок начинает задумываться к 12–14 годам. Это подходящий момент сообщить подростку, что с вами, родителями, всегда можно поделиться переживаниями о будущей профессии и обсудить варианты карьеры.
Разговор о важном: почему не получается?
Прежде, чем разговор о выборе профессии состоится, родителям стоит понять, что эта тема такая же важная и личная для ребенка, как и вопросы о любви и дружбе, половом воспитании, самопознании, поиске смысла жизни. Подростки трепетно оберегают свой эмоциональный мир. Боясь быть непонятыми, они часто перестают делиться с родителями тем, что с ними происходит, становятся более молчаливыми и отстраненными. Более того, непросто рассказывать о своих ощущениях и мыслях, когда не до конца сам в них разобрался. Поэтому, если в семье были предприняты попытки узнать, кем хочет стать подросток, а тот не идет на контакт, начинает раздражаться и дерзить, не спешите агрессировать в ответ. Злость подростка в этом случае не про «родители плохие и вечно достают», а про «я сам не понимаю, что происходит». Родителям только и остается, как набраться терпения и своим поведением показать ребенку, что они готовы его понять и им можно доверять.
Вообще выстраивать отношения с подростком и, тем более, говорить с ним о важных вещах – задача, похожая на хождение по минному полю. Одно ранее неосторожно сказанное слово может увеличить дистанцию в общении между ребенком и родителем. То, что взрослые хотят донести своими словами до подростка, вовсе не равно тому, что подросток слышит. Поэтому родителям важно не просто общаться со своими детьми, а выстраивать с ними конструктивный диалог: аккуратно подбирать слова, говорить о своих чувствах, прояснять, правильно ли их поняли. Будут понимание и контакт – будут и разговоры на абсолютно любые темы.
Нельзя не сказать о том, что и родителям бывает нелегко настроиться на разговор о будущей профессии ребенка, особенно, если в их детстве такой беседы не произошло. Многих из нас воспитывали с минимумом эмоциональной близости, сдержанно и строго, а о профориентации еще не шло и речи – карьера строилась достаточно линейно. Сейчас же мир профессий динамично трансформируется и родителям приходится порой интуитивно учиться поддерживать своих детей в их профессиональном самоопределении.
Как родителю подготовиться к разговору с ребенком о профессиональном выборе?
- Оцените уровень доверия подростка к вам
Выбор профессии – это лишь контекст разговора. Если подросток чувствует, что родитель как будто не на его стороне, он не будет слушать, делиться своими размышлениями и чувствами, начнет раздражаться и уходить от ответа даже на безобидный вопрос «Что ты хочешь поесть на завтрак?» Без доверия и эмоционального контакта любой важный разговор теряет свою ценность. Если родитель замечает, что ребенок начинает отдаляться, возможно, следует провести «работу над ошибками»: проанализировать свои фразы и поступки, не противоречат ли они тому, что мы ждем от самих подростков, не обесцениваем ли мы сами их личность, интересы, мнение. Можно «набраться храбрости» и обратиться к ребенку: «Мне кажется, наше общение сильно изменилось. Я переживаю, что ты отдаляешься от меня и больше мне не доверяешь. Возможно, я чем-то обидел тебя. Давай поговорим об этом?»
Определите для себя результат, который вы хотите получить от разговора с подростком
Разговор о будущей профессии дает шанс родителям лучше узнать своего ребенка, чего он сам хочет и как представляет своё будущее. Имея представление, в какой «пункт Б» подросток хочет прийти, для него значительно снижается риск разочароваться в профессии, бросить учебу в ВУЗе или пойти работать не по специальности. Для этого родители могут с искренним интересом отнестись к увлечениям своего ребенка и его размышлениям о себе, принять его самостоятельную позицию в выборе траектории своего развития. Важно напоминать себе, что любого родителя волнует счастье своего ребенка, а не то, каким специалистом он будет себя называть.
Определите свою роль в беседе с подростком
Лучше всего, если родитель выступит в роли модератора и поможет через уточняющие вопросы осознать подростку, что он уже знает о себе и мире профессий – так появляется единое информационное поле, с помощью которого можно организовать совместный разбор вариантов профессий и выбрать наиболее привлекательные. Нужно в любом случае принять и поддержать выбор ребенка, даже если вы как взрослый считаете, что есть более перспективные и интересные варианты. Можно с ребенком обсудить, почему эта сфера деятельности кажется ему интересной. Попробуйте вместе сделать выводы о том, соответствует ли профессия желаниям подростка, тому, как он представляет свой успех на работе.
Позаботьтесь заранее об информационных ресурсах о профессиях и рынке труда, которые вы сможете изучить и обсудить вместе с подростком
В беседе с подростком о профессиональном выборе родитель может заниматься только профориентационной навигацией, то есть снабдить подростка информацией о том, что ему, родителю, кажется важным и значимым при планировании карьеры. Выбор он сделает сам. Ведь именно подростку предстоит работать по выбранной специальности много лет.
Продумайте фразы поддержки и конструктивной критики подростка
Чтобы сохранить контакт с подростком, который дается родителю не всегда просто, в беседе о профессиях следует отказаться от фраз, которые ребенок может воспринять как обесценивающие: «Твои игры никак не пригодятся тебе в будущем», «Не устраивай трагедию», «Не хочу, а надо!», «Лучше бы занялся чем-то полезным», «Так ты ничего не добьешься», «Бери пример с брата!», «А я вот в твоем возрасте…», «Мама плохого не посоветует!».
Если родителю кажется, что ребенок «не потянет» конкретную профессию, то не стоит категорично заявлять об этом. Лучше обсудить свои опасения спокойно, рассказать подростку о своих тревогах и сомнениях. Поделившись своими эмоциями, родитель покажет подростку, что он тоже живой и ему не все равно на будущее своего ребенка.
- Будьте готовы к тому, что подросток может отказаться говорить с вами о выборе профессии
- Может случиться и так, что вроде родитель с ребенком на одной эмоциональной волне, но разговор о профессиональном будущем по-прежнему не клеится. И в этом случае не следует давить и настаивать на беседе. Правильнее будет показать, что родители уважают позицию подростка. Возможно, он просто не готов, запутался в своих желаниях, в себе или не знает, как выбирать ту самую профессию. Остается лишь набраться терпения и говорить с ребенком о еде, фильмах, каникулах, интересно вместе проводить время. Выбор будущей профессии – вопрос, наполненный большой ответственностью. И подросток это чувствует. Родителям важно дать ему время прийти в себя, настроиться на этот разговор и тогда он сам начнет делиться своими размышлениями.
- Не бойтесь обращаться к специалистам, чтобы помочь своему ребенку выстроить успешный профессиональный путь
- Обратиться за помощью – это не признак слабости или безразличия. Работа специалистов не только избавит от «головной боли» и страхов родителей и подростков, но и поможет им избежать конфликтов и сохранить теплую атмосферу в семье.
Ссылка на источник: https://blog.lc.rt.ru/o-vybore-professii?ysclid=ln17ewi9y4482882368