Несколько фактов из последних отчетов.
- К 2025 году мировая экономика будет терять ежегодно около $18 трлн из-за квалификационного несоответствия работников. В РФ такое несоответствие профессиональных навыков, по данным BCG, наблюдается у 34 млн человек (по данным Ростата, всего в России около 70 млн работающих граждан – прим. РБК Pro).
- По прогнозам ВОЗ, к 2050 году каждый третий работник в развитых странах будет старше 70 лет.
- По результатам опроса, проведенного Deloitte в 2020 году (6000 руководителей из 99 стран), лишь 17% опрошенных отметили высокую степень готовности сотрудников адаптироваться, проходить переподготовку и брать на себя новые функции.
Из всего этого вытекает две новости: плохая и хорошая.
Плохая — чтобы работать, придется заново учиться. И делать это нужно будет постоянно.
Хорошая новость — работа будет приобретать все более интеллектуальный характер. Люди старшего возраста будут востребованы дольше, а необходимость переобучения будет способствовать развитию новых способностей и замедлению старения.
Разными людьми эта реальность воспринимается по-разному. Но для кого-то это исполнение мечты о долгой жизни высокого качества, наполненной востребованностью и осмысленной работой.
Почему меняются востребованные профессии
Первая причина очевидна: технологическое развитие приводит к автоматизации процессов, развитию цифровых сервисов во всех сферах жизни. Это не только снижает востребованность специалистов в области традиционных услуг (продавцы, консультанты в офисах) и бэк-офиса (операционисты, андеррайтеры, бухгалтеры), но и трансформирует все сферы работы организации. В результате профессиональные составы команд становятся больше представлены цифровыми профессиями.
Вторая причина тоже понятна: скорость изменений. Но лучше почувствовать ее получилось только в начале пандемии коронавируса. Изменения в работе могут происходить и происходят не только из-за технологий, но и из-за смены целей или способа работы организации, политических или эпидемиологических «черных лебедей». Например, компании меняют способ управления ИТ-проектами с классического «водопадного» на agile. Это приводит к тому, что вне зависимости от профессии больше нельзя быть успешным без знания основ управления продуктом, аналитики данных, дизайна.
Третья причина связана с изменениями в корпоративном управлении. Успешные компании развивают три направления:
- run (поддержка процессов основного бизнеса);
- change (проекты постоянных улучшений, нововведений);
- disrupt (смена бизнес-модели, выход на новые рынки).
Под давлением необходимости быть эффективными организации не добавляют, а перераспределяют численность сотрудников между этими тремя «модальностями». Сложность возрастает не только из-за необходимости добавить разнообразия в команду с точки зрения профессий и навыков, но и из-за потребности найти и адаптировать людей иного склада — например, помочь быть продуктивными предпринимателям в рамках крупной компании.
Также организационные структуры становятся более «плоскими», им все меньше требуются руководители широкого профиля, менеджеры проектов и т.п. «Люди-прочерки», как их назвал Анатолий Левенчук в книге «Образование для образованных», у которых по известной модели T-shaped есть только верхняя палочка, означающая общие знания, но нет вертикальной, символизирующей глубокие знания в какой-то сфере или какой-то навык на исключительно высоком уровне владения.
Удаленная работа также меняет корпоративный мир. В управлении офисными пространствами теперь востребованы новые компетенции — например, проектирование офисов для командной работы и развития корпоративной культуры, сокращение рабочих мест при сохранении комфорта тем, кто предпочитает работать в офисе. Для организации крупных собраний и конференций в онлайн-формате возникли новые специалисты, которые могут обеспечить высокий уровень как технической реализации, так и психологической вовлеченности участников.
Какие навыки имеют больший потенциал быть востребованными
Прежде всего цифровые навыки. Например, в «Сбере» это создание цифровых продуктов, работа с данными, применение технологий и кибербезопасность.
Человеческие навыки (или так называемые soft или human skills), может, занимают и не первое место, но не менее важны. Речь идет о системном мышлении, ориентации на результат, управлении собой, сотрудничестве, клиентоцентричности. Без всего этого сложно быть успешным в развивающейся организации. Кроме того, важны умение учиться, толерантность к неопределенности, любознательность. Эти качества определяют успешность человека в постоянно меняющемся мире.
Насколько перспективно быть гуманитарием
Традиционно считается, что люди с базовым математическим и техническим образованием имеют больше шансов на успех, так как им переучиться на гуманитарные профессии легче, чем гуманитарию стать, например, специалистом по робототехнике. И да, в настоящее время дефицитными являются в основном ИТ-специальности: разработчики программного обеспечения, специалисты по анализу данных, профессионалы в кибербезопасности. Высоким уровнем цифровых навыков должны обладать и люди, владеющие профессиями на стыке гуманитарных и технических: дизайнеры, «владельцы продуктов», agile-коучи, исследователи клиентского опыта, маркетологи и т.д.
Но высокая цифровизация, постоянные изменения, распространение удаленного характера работы негативно влияют на людей (а значит, и команд). Вплоть до того, что они теряют ощущение социального благополучия. Поэтому сейчас востребованы специалисты в области психологического консультирования, развития команд, разработки программ благополучия сотрудников (well-being). Эти профессии в ближайшем десятилетии пополнят список дефицитных.
Что делать организациям
В начале 2020 года на Всемирном экономическом форуме переобучение (reskilling) назвали одним из главных трендов и ключевым приоритетом для успешного развития экономики и общества. Это логично, ведь перед организациями уже несколько лет стоят три ключевых вопроса:
- Что делать с людьми, которые остаются без работы?
- Как выиграть борьбу за таланты в дефицитных специальностях?
- Как готовить к будущему сотрудников, чтобы сокращать разрыв между имеющимися и востребованными навыками?
Как организации учатся принимать эти вызовы?
Во-первых, используют так называемый наджинг (nudging — в переводе с английского «мягкое поддталкивание») — рассказывают истории успеха карьеры после переобучения, делают обязательным обучение цифровым навыкам для всех, внедряют привилегии для специалистов цифровых профессий (например, более широкий диапазон возможного изменения зарплаты). Ведущие компании внедряют «модель компетенций» — описание ожидаемых знаний, навыков, качеств, которые помогут достигать стратегических целей.
Во-вторых, предлагают все больше возможностей для переобучения как на востребованные, так и на специальные, дефицитные специальности без отрыва от работы. Кроме того, доступны так называемые саббатикалы (творческий отпуск) для обучения и перезагрузки.
В-третьих, учатся управлять потоками сотрудников между исчезающими и востребованными профессиями.
Что делать каждому из нас
Во-первых, надо признать факт, что учиться надо постоянно.
Существует точка зрения, что с возрастом надо больше инвестировать в развитие того, что у тебя получается хорошо, не теряя времени на то, в чем ты уже никогда не будешь лучшим. Этот принцип может сработать тогда, когда у тебя одна карьера и ты ее рассчитываешь не больше чем на 15–20 лет. Но мы живем в реальности, когда у нас есть шанс в течение жизни сделать две или три карьеры, поэтому выходить на новый виток стадии осознанной некомпетентности очень полезно. Мне, например, как психологу и эйчару, хотелось бы всю жизнь совершенствовать навыки коучинга, но приходится учиться управлению продуктом и программированию, так как нет шанса остаться в любимой профессии без этих новых навыков.
Во-вторых, использовать возможности.
Мы живем в уникальный период, такого их количества для развития не было никогда. Можно выбрать удобный способ обучения: подкасты, фильмы, мастерские, «марафоны», индивидуальные уроки, электронные курсы и образовательные видео.
В-третьих, учиться на рабочем месте уже сейчас.
Даже если вас еще не захватила цифровизация, подумайте, какую проблему вы могли бы решить с помощью технологий. Рассмотрите возможности карьерных переходов с временным понижением дохода, но с перспективой (воспринимать себя в такой ситуации можно как студента с высокой стипендией). Не бойтесь полностью поменять профессию, даже если вам сильно за 50 — мы уже видим много таких успешных примеров.