2018 год. Выпускной параллели 11-х классов гимназии Анжеро-Судженска. В составе одного из них — социально-гуманитарный профиль. И практически каждый уже знает, куда поступит, как далеко упорхнёт из отчего дома, и кем станет, «когда вырастет». Практически каждый. Кроме меня. Тогда я не знала, что такое «мультипотенциальность» и считала себя неправильной, какой-то не такой. И вообще безнадёгой, если уж совсем честно.
Никогда не могла ответить, какому делу готова посвятить всю жизнь, и до сих пор завидую серой завистью людям, точно знающим это. Просто потому что, как можно остановиться на чём-то одном, когда вокруг столько интересного и взаимосвязанного?! Или не очень. Мой выбор ранжировался от дизайнера одежды и фотографа до переводчика и учёного-астронома. Но накануне ЕГЭ отказалась от львиной доли выбранных экзаменов, не оставив себе выбора. Сдала литературу и русский язык без подготовки, написала олимпиаду, стала лауреатом, получила «плюшку» для поступления в 300 баллов и новость о стопроцентном зачислении через несколько дней после подачи документов. Тогда — копий. Не помню, на что уповала. Наверное, на случай. Но он привёл на направление «Журналистика» в Кемеровский госуниверситет.
То самое направление, которое даже не рассматривала для поступления, хотя писала достаточно неплохо, да и публикации у меня имелись. Как журналистские, так и научные. Благодаря моим первым наставникам — Любови Михайловне и Ольге Михайловне. Мы не всегда могли найти общий язык, но эти временные трудности были волшебными пинками к развитию. А тогда я этого не понимала, временами обижалась, даже злилась… В общем, портфолио было внушительным. Как бумажное, так и интеллектуальное. Только вот это на руку не сыграло. Знаете, когда поступаешь с тремя сотнями баллов без вступительных испытаний, которые сдают все, будучи олимпиадником и обладая прочими регалиями выпускника школы, от тебя будто заранее ждут чуточку больше. Делают ставки. Ожидают подтверждения и продолжения былых достижений. Но упускают временной и личностный факторы. Кто-то в университете даже ставил баллы ЕГЭ напротив наших фамилий. Очевидно, чтобы соотнести их и реальные знания. Однажды спросили, как мне удалось стать олимпиадницей и сдать пресловутый ЕГЭ на высокий балл, если в университете еле наскребла экзамен на хромую тройку по схожей дисциплине. Ответ был простым — направление исчерпало себя, и синдромом отличника я не страдаю. Стало скучно и тесно в этой сфере. Пришлось перенести знания на дальние уровни дворца памяти. Значит, настала пора двигаться дальше.
И я пошла в это «дальше». Все 4 года убеждённая в том, что просто занимаю чьё-то место. Знаю ребят, которые очень хотели поступить на бюджет, но не смогли. А я просто пришла и подала документы, практически не будучи заинтересованной в этом направлении. Даже делать ничего более не пришлось.
Ярко поступив, нужно было держать свой имидж. Чего я, конечно, делать не собиралась. И сразу же ушла от теории к практике — в пресс-службу университета. Найдя первого наставника в вузе. Вероника Петровна согласилась взять под своё крыло профессионала неопытного в корпоративной журналистике первокурсника. Согласилась взять и создала универсального специалиста пресс-службы. Настолько универсального, что спустя четыре года на государственном экзамене председатель комиссии скажет, что завидует любой организации, в которой этот специалист будет работать.
«Вы — мастер. У вас большое будущее», — эти слова прочно обосновались в моей голове. Хоть я им и не верю. Но, наверное, со стороны виднее. Значит, неслучайны были эти четыре года? И неслучайно «пришла — подала документы — поступила»? Кто знает. Об этом подумаю позже. А пока — беру курс на театральную критику и социологию. Мультипотенциальности — быть! Все мои запланированные образования призваны дополнить друг друга и создать ещё более универсального специалиста.
На этом можно было бы завершить исповедь вчерашнего нерадивого студента. Но я не была бы собой, если бы не петляла в тексте по годам, запутывая своего читателя и заставляя его думать.
От выпускного снова вернёмся к ранним курсам. Например, многие считают, что абитуриенты-журналисты — неисправимые романтики и верят в правду. У меня таких иллюзий не было. Знала, что журналистике в вузе не научат, а как профессия она если не умирает, то трансформируется.
Что я имею в виду, говоря «журналистике не научат»? Не подадут на блюдечке с голубой каёмочкой авторский стиль и видение. Или что там ещё ждёт типичный абитуриент с горящими глазами? В любом случае — не научат. Но дадут весь инструментарий и откроют двери для этого. А как всё использовать — решать только нам. Главное — вовремя понять, что, как, где можно применить и какой путь выбрать.
Классическое фундаментальное образование хорошо тем, что оно открывает разные грани знания. Весь набор дисциплин от филологических лексикологии и таких нелюбимых мною историй зарубежной и отечественной литературы и журналистики до философии, политологии и социологии. Эти долгоиграющие и семестровые дисциплины — будто пробные версии совсем другого образования, которое также можно получить, если успеть заинтересоваться за столь короткий срок. Успела ли я найти себе новую область для изучения? Успела. И мой научный руководитель, второй университетский наставник, отпускает совсем в другую степь, зная, что сегодня нужно именно это, и держать меня бесполезно. Отпускает к третьему учителю, искренне желая добра.
Фарида Сиражадиновна вообще многое простила мне и отпустила. Когда мы были второкурсниками, я выбрала именно её в качестве руководителя научной деятельности. Всего курсовых работы было три. Нормальные студенты, к слову, выбирают одну тему и раскрывают её окончательно лишь к диплому. Я же успела разобраться в пяти. Корпоративной журналистике, социальных сетях, ценностях и массовом сознании и манипуляции. Не знаю, как моё переключение и сочетание интересов можно терпеть! Нужны железные нервы. С учётом перемен в структурных элементах работ в течение всего их написания. Может быть, это — доверие? Ещё предстоит узнать. Но одно знаю точно — я не ошиблась. Волей судьбы мне достался лучший научный руководитель. Направляющий, поддерживающий любые безумные, практически недоказуемые идеи. Убедивший в жизнеспособности выбранной темы. Волнующийся на защите не меньше своего дипломника и умеющий сказать миллион слов одним лишь взглядом.
Текстовое полотно можно ткать долго. Этот навык у меня за 7 лет отработан на «отлично». Но пора и честь знать.
Мы — выросли. Обрели мудрых наставников и прекрасных верных друзей. Завели полезные связи, показали себя в разных направлениях и стали универсальными журналистами. По крайне мере, так написано в наших синих и красных дипломах. И почти так ощущаю себя сейчас.
Но кем я хочу стать, когда вырасту? И… насколько актуален этот вопрос? Ведь уже выросла. Внутренне — так точно. Давно.
Не знаю, где и в какой профессии окажусь через несколько лет. Но в одном сегодня уверена точно — я хочу стать собой. Остаться.
И все решения — исключительно верные, какими бы случайными они ни были и к чему бы ни привели спустя такие долгие и одновременно скоротечные годы. А места, в которых проходят эти годы, обязательно подарят родственные души. Такие, какие дала мне за первую ступень образования теперь уже alma mater — Кемеровский госуниверситет.