Каждый человек многое знает и умеет, многого хочет — и ребенок, конечно, тоже. Какими из его достижений имеют право гордиться взрослые, в первую очередь учителя? Каков их реальный вклад и насколько этот вклад соответствует лучшим образовательным практикам, планам школы и потребностям ребенка?
Знания в огромной степени задаются культурой, семьей, школой, учителем. А навыки и компетенции? Всей страной умеем формировать предметные навыки, а вот компетенциям всей страной учимся, и пока не слишком успешно. Причина этих неуспехов напрямую связана с детской мотивацией, с тем, насколько традиции образования расходятся с фундаментальными законами формирования этой мотивации.
Процесс учебы ребенка разделяется на два потока. Первый — плотные взаимодействия с учителем: в этой конструкции ребенок — всегда ведомый. За цели и задачи учебы отвечает учитель, и он поощряет и понукает ребенка эмоциями, оценками, обратной связью. Здесь привычный мотив ребенка — учитель. Это мотив внешний, даже если учитель заботливый, внимательный и талантливый.
Травма постсоветского родителя: почему мы паникуем из-за того, что дети мало читают
Второй поток — почти самостоятельная деятельность ученика, где соединяются интересы ребенка, учебные задачи и сценарные заготовки, находки учителя. Как сделать так, чтобы он делал что-то, возможно, чуть медленнее, но сам; чтобы это стало привычкой; чтобы учитель мог промолчать, даже отвернуться, а работа детского ума, оживленное обсуждение, творчество при этом не замирали? Именно в этом потоке мотивация и ответственность за результат приживаются, прорастают в ребенке.
Опыт работы над задачей, над поиском и переосмыслением способов ее решения формируется во втором потоке, при крепнущей детской мотивации. Только так школьник движется к большей сложности и большей самостоятельности, наращивает одаренность, а не растрачивает способности.
Отсутствие методик и навыков работы учителей с мотивацией — бич нашей педагогической системы. За всей диджитализацией образования мы зачастую забываем, что у любого ученика есть свободная воля, что не всегда он вписывается в жесткие образовательные рамки. Все взрослые разные, каждый со своими особенностями. Но это значит, что и подростки, из которых эти взрослые получаются, тоже разные.
Мотивация взрослого человека — более осознаваемая вещь: у них же нет обязаловки. Ну, так и взрослых, которые осознанно учатся, мало. Заставить подростков учиться только через запугивание — тупиковая история, но самая распространенная. А вот помочь человеку выработать настоящую, внутреннюю мотивацию, основанную на любопытстве, амбициях, определении собственной цели, — это сложная и ответственная история. Именно таким должно стать массовое образование.
Образование должно помочь подросткам найти свою цель, построить собственную траекторию, показывать, как ее достичь
Хотя, кроме самих подростков, никаких других заказчиков изменения этой системы нет. Но и вряд ли нынешние подростки сами захотят пойти в учителя, чтобы менять систему изнутри. Образование должно помочь подросткам найти свою цель, построить собственную траекторию, показывать, как ее достичь. Пусть это будет не всегда линейная история, со своими ответвлениями и сложностями. Пройти этот путь можно только на внутреннем интересе, вере в свои способности и понимании, что чтобы заинтересовать ребенка, важно тщательно продумать методы вовлечения, предложить гибкие форматы с учетом интересов и целей
По нашему опыту, чтобы заинтересовать ребенка, важно тщательно продумать методы вовлечения, предложить гибкие форматы с учетом интересов, способностей и целей, а также уделять больше внимания именно тем проблемам, которые интересуют подрастающее поколение.
Важную роль в этом играет не только школа, но и родители. Их задача заключается в том, чтобы помочь своему ребенку достроить недостающие смысловые кирпичики: расширять горизонты, предлагать новый опыт, а главное, внимательно слушать и слышать, не навязывая собственную картину мира.
Задача родителей — дать ребенку все необходимое, но не давать лишнего. Не факт, что мы сами можем провести границу между «необходимым» и «лишним». И самая сложная задача родителя — создать баланс для своего ребенка, пробовать и искать это «необходимое» вместе.
Еще одна хорошая база для правильной мотивации — отсутствие страха. Дети не должны бояться сделать «что-то не то» и получить как минимум нагоняй от старших. Должно быть чувство внутренней свободы, понимание, что всегда можно попробовать, что ошибаться здорово, искать интересно, а учиться — увлекает. Это очень поможет потом, когда закончатся все школы и университеты, но окажется, что все поменялось и надо заново открывать для себя мир.
www.forbes.ru