Родственные профессии

– Корреспондент
– Редактор
– Репортёр
– Литературный критик
– Копирайтер
– Пресс-секретарь
– Советник по работе со средствами массовой информации и общественностью
– Менеджер по рекламе

Сфера профессиональной деятельности

  • Информационные технологии
  • Информационные услуги

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек – Человек» (ориентирована на общение и взаимодействие с людьми). Для журналиста необходимы умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
  2. «Человек – Знак» (работа со знаковой информацией, с текстами; для этого требуются интерес к работе с информацией, логические способности, умение сосредотачиваться, развитое внимание).
  3. «Человек – Художественный образ» (создание художественных произведений; для этого требуются развитое воображение, художественный вкус, творческие способности, образное мышление).
  • Класс профессии: творческий, поскольку она связана с творческой деятельностью, требует оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
  • Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).

Описание профессии

Журналист – специалист, занимающийся сбором, обработкой и распространением актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, Интернет и др.).

Главная цель деятельности любого журналиста – воздействовать на умы современников, формировать отношение читателей (слушателей, зрителей) к общественно значимым событиям и явлениям. Содержание деятельности разных журналистов сильно отличается в зависимости от специализации. Все же в ней можно выделить ключевые моменты. Прежде всего, журналист выбирает тему и объект для изучения. Он оперативно собирает полезную информацию, в том числе из непосредственного общения с большим количеством людей разных профессий и социальных уровней. Сбор информации может предполагать выездную работу, командировки. Факты из интервью и документов станут основой задуманного материала. Журналист тщательно перерабатывает материал, осмысляет, анализирует, находит точные слова и образы, работает с текстом. В результате появляется информационная заметка, статья, очерк в газете или журнале, телевизионная передача. Журналисты в редакциях работают с письмами читателей, с авторами, готовят тексты рукописей в набор, производят вычитку и правку текста, участвуют в макетировании (решают, как лучше поместить материал в рамках номера газеты, журнала).

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам журналиста относятся:

  • способность концентрировать внимание;
  • эмоциональная устойчивость;
  • интуитивное мышление;
  • коммуникативные способности;
  • ораторские способности;
  • умение слушать;
  • аналитический склад ума;
  • широкая эрудиция;
  • развитое словесно-логическое мышление;
  • творческие способности;
  • отличное владение устной и письменной речью;
  • организаторские способности.

Журналист должен обладать такими личностными качествами, как:

  • внимательность;
  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • старательность;
  • хорошая память и интуиция;
  • логика;
  • терпение.

Медицинские противопоказания

  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
  • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
  • Катаракта осложненная.
  • Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз.
  • Выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.

Требования к профессиональной подготовке

Для успешного освоения профессии журналиста необходимы фундаментальные знания по литературе, русскому языку, иностранным языкам.

Квалифицированный журналист должен знать:

  • литературу классическую и современную;
  • законодательство о средствах массовой информации и основы авторского права;
  • хорошее знание филологии, литературоведения и иностранных языков;
  • знания в области литературного редактирования;
  • теорию и практику журналистики;
  • основы психологии;
  • методы анализа социальных и культурных процессов;
  • профессиональную оргтехнику.

Квалифицированный журналист должен уметь:

  • собирать и выделять важные объективные факты (из интервью, опросов, документов и других источников);
  • освещать происходящие события, явления из общественной жизни;
  • самостоятельно анализировать и интерпретировать происходящие явления и события;
  • устанавливать контакт с любым собеседником, наблюдать за поведением и жизнью людей и разбираться в психологии людей;
  • быстро переключаться с одной работы на другую;
  • работать в коллективе профессионалов;
  • оперативно готовить печатный материал к публикации, придавая ему определенную литературно-художественную форму, в соответствии с требованиями стиля, жанра, канонов литературы.

Область применения

Журналисты работают главным образом в сфере информационных услуг, в средствах массовой информации:

  • в издательствах газет, журналов;
  • на телевидении;
  • в радиокомпаниях;
  • в информационных агентствах;
  • в рекламных агентствах;
  • в пресс-центрах;
  • на факультетах журналистики в вузах.

Среди журналистов встречаются и «фрилансеры». В последнее время журналисты также активно публикуются в онлайн-ресурсах.

Условия труда

У журналиста активный интеллектуальный труд и подвижный образ деятельности. Рабочий день ненормированный, в оперативном ритме, в режиме тесного взаимодействия с другими людьми. Возможны частые командировки. Журналисты работают практически везде, где можно почерпнуть интересную информацию, взять интервью: в городах и удаленных местностях, на выставках и в «горячих точках», в архивах, в воздухе, на воде и под землей. Главные средства труда журналиста: его профессиональный опыт, литературный талант и творческое мышление, а также выразительные движения, мимика, голос (чтобы вызвать доверительный контакт, расположить к себе собеседника во время интервью). Кроме того, журналист использует в своем труде профессиональные технические устройства: диктофон, микрофон, фотоаппарат, видеокамеру; обычную ручку и офисную оргтехнику. Журналист сам ставит себе цели в рамках обозначенной руководством тематики. Специальной формы для журналистов не предусмотрено.

Профессиональные риски

Профессия считается одной из самых опасных в связи с тем, что работа подчас носит непредсказуемый характер: журналисты работают при освещении военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и происшествий. Стремление к объективности подачи информации затрагивает интересы многих людей, поэтому между журналистом и объектом его расследования могут возникать конфликтные ситуации.

 Требуемое профессиональное образования

Получить профессию журналиста можно в образовательной организации высшего образования (специальность «Журналистика»). Так называемой «специализированной журналистикой» может заниматься специалист в любой области, обладающий грамотной письменной и устной речью и творческими способностями.

Образовательные учреждения

Карьерный рост

Возможные пути развития журналиста.

Специализация и освоение смежных областей

В рамках профессии журналиста можно участвовать в творческих конкурсах, посещать курсы повышения квалификации, осваивать все новые специальности, постепенно выполняя все более сложные и ответственные задания. Со временем каждый журналист находит свою уникальную нишу для самореализации, для приложения индивидуальных талантов. Например, впоследствии можно стать фотокорреспондентом или кинооператором, писателем, PR-менеджером, телеведущим или политическим деятелем.

Управленческое карьерное развитие

Данный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии журналиста может расти по административной линии (например, стать главным редактором журнала). В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер, менеджер проекта.

Организация собственного дела

Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, человек, которому есть о чем поведать миру, может решить работать самостоятельно (например, организовать выпуск своего радиовещательного канала или Интернет-журнала). При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.