Родственные профессии

— агент по бронированию;

— администратор/портье гостиницы;

— горничная;

— консьерж;

— руководитель службы гостиничного предприятия (инженерной, приема и размещения, номерного фонда и пр.);

— специалист по анимации и организации досуга туристов;

— специалист по обеспечению информационной поддержки туристов;

— специалист по организации и предоставлению туристских услуг;

— специалист по профессиональной уборке

Сфера профессиональной деятельности

— организационно-управленческая, производственно-техническая профессиональная

деятельность;

— связь;

—  информационные и коммуникационные технологии;

—  обеспечение безопасности.

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: работа специалиста по гостеприимству  связана с общением с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

 

Класс профессии: исполнительский ( по характеру труда профессия специалиста по гостеприимству выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).

 

Дополнительный тип профессии: «Человек — Художественный образ»

Описание профессии

Специалист по гостеприимству работает в гостиницах, туристических комплексах, домах отдыха и выполняет работы, связанные с комфортным размещением и соответствующими стандартами обслуживания посетителей в заведениях курортной, туристической и иной деятельности. В его функции входит:

— обеспечение работы по стабильному функционированию мест размещения гостей в соответствии с уровнем комфорта, стандартов;

— организация основных и вспомогательных технологических процессов предоставления услуг;

— анализ, планирование и регулирование деятельности предприятия по повышению эффективности обслуживания гостей в местах размещения;

— контроль сохранности собственности и сохранность имущества;

— анализ состояния и тенденций ценовой политики эксплуатации мест размещения для их максимального заселения;

— организация рекламных акций и продвижение преимуществ мест размещения на рынке услуг;

— реагирование на жалобы и недоразумения со стороны гостей, оперативное решение проблем;

— участие в заключение сделок с поставщиками расходных материалов, услуг и т.п.;

— контроль за соблюдением стандартов предприятия, техники безопасности.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам  относятся:

— коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения и т. д.);

— вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);

— ораторские способности (умение грамотно выражать свои мысли, умение убеждать);

— умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

— способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;

— хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);

— высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);

— умение слушать;

— способность управлять собой;

— хорошее развитие образной и словесно-логической памяти;

— развитые организаторские способности;

— способность влиять на окружающих.

 

К личностным качествам относятся:

— креативность;

— энергичность;

— эрудированность;

— терпимость, интерес и уважение к людям;

— оригинальность, находчивость, разносторонность;

— артистизм;

— наблюдательность;

— стремление к саморазвитию;

— уверенность в себе, принимаемых решениях;

— целеустремленность, настойчивость;

— гибкость (умение гибко и быстро реагировать на разные изменения в ситуациях);

— тактичность, воспитанность;

— наличие развитой интуиции.

Медицинские противопоказания

— врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем;

— последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени;

— заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;

— нарколепсия и катаплексия, эпилепсия;

— психические заболевания с тяжелыми, частыми  болезненными проявлениями;

— алкоголизм, токсикомания, наркомания;

— болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени;

— злокачественные новообразования любой локализации;

— заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением;

— хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.;

— варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени;

— ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.

— хронические заболевания бронхолегочной системы с частыми обострениями (2 и более раз в год);

— тотальные дистрофические заболевания верхних дыхательных путей;

— гиперпластический ларингит;

— активные формы туберкулеза любой локализации;

— осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением;

— хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени;

— хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени;

— хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания;

— хронические аллергические заболевания органов дыхания и кожи;

— хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени;

— хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит;

— заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы, инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена.

Требования к профессиональной подготовке

Специалист по гостеприимству  должен знать:

— нормативно-правовые акты, регламентирующие курортную и туристическую деятельность;
— основы культурной антропологии и этнологии;
— основы потребительского поведения гостей, коммуникационной политики, реклама, рекреационных услуг и организации работы в местах размещения;
— основы психологии, менеджмента гостиничного хозяйства и делового этикета;

— основные принципы правил риторики, этику, эстетику, основы психологии и социологии;
— правила и нормы охраны труда и противопожарной безопасности;
— основные принципы работы на компьютере, иностранный языки.
Специалист по гостеприимству  должен уметь:

 

—  планировать потребности в материальных ресурсах и персонале службы;

— проводить тренинги и производственный инструктаж работников службы;

— выстраивать систему стимулирования и дисциплинарной ответственности работников службы приема и размещения;

— осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль

деятельности службы питания, взаимодействие с другими службами;

— планировать и прогнозировать продажи;

— проводить обучение персонала службы бронирования и продаж приемам

эффективных продаж.

Область применения

— туристические агентства и туроператорские компании;

— гостиничный и ресторанный бизнес;

— рекламные агентства и компании;

— образовательные организации (школы, детские сады, техникумы, вузы).

Условия труда

Работа в помещении, вне помещения, мобильный тип деятельности.

Профессиональные риски

— повышенная моральная и материальная ответственность;

— постоянное общение с людьми (вынужденная временная и пространственная привязка);

— необходимость принимать быстрые ответственные решения в неопределенных проблемных ситуациях;

— ненормированный рабочий график.

 Требуемое профессиональное образования

Профессию специалиста по гостеприимству можно получить в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего профессионального образования.

Образовательные учреждения

Карьерный рост

Перспективы карьерного роста специалиста по гостеприимству связаны с повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и совершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации). Профессиональный рост  может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем фирмы.