Родственные профессии

– Социальный педагог
– Экскурсовод
– Гид
– Педагог-организатор
– Руководитель культурно-досуговых программ

Сфера профессиональной деятельности

  • Обслуживание
  • Торговля

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: работа менеджера по туризму связана с общением с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек». Дополнительно профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система», так как специалист в туристической сфере постоянно работает со знаковой информацией (текстами, картами, таблицами).

Тип профессии по признаку цели: изыскательский.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.

Класс профессии: творческий (по характеру труда профессия

менеджера по туризму предполагает планирование, организацию и управление, принятие нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления).

Описание профессии

Менеджер по туризму – специалист, занимающийся организацией, планированием и проведением туристических поездок клиентов.

Основная сфера деятельности менеджера в туристической сфере связана с формированием и реализацией комплекса туристских услуг на рынке организованного туризма.

К основным обязанностям менеджера по туризму относятся:

– разработка программ туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности;

– использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта;

– организация процесса обслуживания туристов;

– исследование и мониторинг рынка туристских услуг.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Менеджер по туризму должен обладать такими личностными качествами, как:

– ответственность,

–  аккуратность,

–  сосредоточенность,

– терпение,

–  усидчивость,

– коммуникабельность,

– широкая эрудиция,

– тактичность,

– воспитанность,

– уверенность в себе.

К профессионально важным качествам менеджера по туризму относятся:

– коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения и т. д.);

– ораторские способности (умение грамотно выражать свои мысли, убеждать);

– умение слушать;

– организаторские способности;

– умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

– способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;

– знание иностранных языков.

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
  • Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
  • Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
  • Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
  • Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
  • Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
  • Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы, инфекции кожи и подкожной клетчатки.

Требования к профессиональной подготовке

Менеджер по туризму должен знать:

– методы организационной деятельности в туристской индустрии;

– основы и технологии рационального использования туристско-рекреационного потенциала территорий;

– подходы к формированию устойчивого развития туристско-рекреационных территорий;

– методы прогнозирования и планирования туристской деятельности.

Менеджер по туризму должен уметь:

– проектировать организационную структуру и основные процессы туристских предприятий с различными типами хозяйственной деятельности;

– формировать и анализировать программы освоения и развития туристско-рекреационных территорий;

– анализировать программы, прогнозировать развитие туристской индустрии;

– определять перспективные направления туристской деятельности и формировать хозяйственную стратегию туристского предприятия.

Область применения

Менеджеры по туризму могут работать в турфирмах, туроператорских компаниях, экскурсионных бюро, организациях, обеспечивающих бронирование авиабилетов, агентствах по организации досуговой деятельности.

Условия труда

Менеджеры по туризму могут работать самостоятельно и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов.

Менеджеры по туризму проводят весь день в помещении.

Рабочая поза — преимущественно сидя; если специалист осуществляет экскурсионное обслуживание, сопровождает группы туристов, то его рабочий день проходит на открытом воздухе.

В работе менеджер по туризму использует ручные средства труда и современные технические средства (штемпельное оборудование, множительную и другую оргтехнику), а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.

Рабочее место должно быть хорошо освещено, быть доступно для регулярного проветривания.

Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.

Специальная форма предусмотрена, как правило, в крупных компаниях.

Профессиональные риски

Работа менеджера по туризму связана с постоянным общением с большим числом людей, поэтому существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем. Поскольку преимущественной рабочей позой менеджера по туризму является положение сидя, возможны профессиональные заболевания, связанные с болями в спине и шее, болезни суставов рук и кистей. Работа в постоянном напряжении, стрессовые ситуации могут привести к неврозам.

 

 Требуемое профессиональное образования

Профессию менеджера по туризму можно получить в  профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования (специальность «Туризм»).

Образовательные учреждения

Карьерный рост

Перспективы карьерного роста менеджеров по туризму связаны с повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и совершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации).

Профессиональный рост менеджера в туристской сфере может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем туристической фирмы.