Родственные профессии
– Социальный педагог
– Экскурсовод
– Гид
– Педагог-организатор
– Руководитель культурно-досуговых программ
Сфера профессиональной деятельности
- Обслуживание
- Торговля
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: работа менеджера по туризму связана с общением с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек». Дополнительно профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система», так как специалист в туристической сфере постоянно работает со знаковой информацией (текстами, картами, таблицами).
Тип профессии по признаку цели: изыскательский.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.
Класс профессии: творческий (по характеру труда профессия
менеджера по туризму предполагает планирование, организацию и управление, принятие нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления).
Описание профессии
Менеджер по туризму – специалист, занимающийся организацией, планированием и проведением туристических поездок клиентов.
Основная сфера деятельности менеджера в туристической сфере связана с формированием и реализацией комплекса туристских услуг на рынке организованного туризма.
К основным обязанностям менеджера по туризму относятся:
– разработка программ туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности;
– использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта;
– организация процесса обслуживания туристов;
– исследование и мониторинг рынка туристских услуг.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Менеджер по туризму должен обладать такими личностными качествами, как:
– ответственность,
– аккуратность,
– сосредоточенность,
– терпение,
– усидчивость,
– коммуникабельность,
– широкая эрудиция,
– тактичность,
– воспитанность,
– уверенность в себе.
К профессионально важным качествам менеджера по туризму относятся:
– коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения и т. д.);
– ораторские способности (умение грамотно выражать свои мысли, убеждать);
– умение слушать;
– организаторские способности;
– умение принимать решения в неопределенных ситуациях;
– способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;
– знание иностранных языков.
Медицинские противопоказания
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
- Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
- Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
- Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
- Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
- Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
- Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
- Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
- Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы, инфекции кожи и подкожной клетчатки.
Требования к профессиональной подготовке
Менеджер по туризму должен знать:
– методы организационной деятельности в туристской индустрии;
– основы и технологии рационального использования туристско-рекреационного потенциала территорий;
– подходы к формированию устойчивого развития туристско-рекреационных территорий;
– методы прогнозирования и планирования туристской деятельности.
Менеджер по туризму должен уметь:
– проектировать организационную структуру и основные процессы туристских предприятий с различными типами хозяйственной деятельности;
– формировать и анализировать программы освоения и развития туристско-рекреационных территорий;
– анализировать программы, прогнозировать развитие туристской индустрии;
– определять перспективные направления туристской деятельности и формировать хозяйственную стратегию туристского предприятия.
Область применения
Менеджеры по туризму могут работать в турфирмах, туроператорских компаниях, экскурсионных бюро, организациях, обеспечивающих бронирование авиабилетов, агентствах по организации досуговой деятельности.
Условия труда
Менеджеры по туризму могут работать самостоятельно и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов.
Менеджеры по туризму проводят весь день в помещении.
Рабочая поза — преимущественно сидя; если специалист осуществляет экскурсионное обслуживание, сопровождает группы туристов, то его рабочий день проходит на открытом воздухе.
В работе менеджер по туризму использует ручные средства труда и современные технические средства (штемпельное оборудование, множительную и другую оргтехнику), а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.
Рабочее место должно быть хорошо освещено, быть доступно для регулярного проветривания.
Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Специальная форма предусмотрена, как правило, в крупных компаниях.
Профессиональные риски
Работа менеджера по туризму связана с постоянным общением с большим числом людей, поэтому существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем. Поскольку преимущественной рабочей позой менеджера по туризму является положение сидя, возможны профессиональные заболевания, связанные с болями в спине и шее, болезни суставов рук и кистей. Работа в постоянном напряжении, стрессовые ситуации могут привести к неврозам.
Требуемое профессиональное образования
Профессию менеджера по туризму можно получить в профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования (специальность «Туризм»).
Образовательные учреждения
№ | Название учреждения |
1. | Кемеровский государственный институт культуры |
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста менеджеров по туризму связаны с повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и совершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации).
Профессиональный рост менеджера в туристской сфере может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем туристической фирмы.