В любое время, при любых самых сложных обстоятельствах вопрос самоопределения всё равно будет остро стоять перед подростками и их родителями.
Как донести информацию школьникам о мире профессий, расширить их представление о разных видах деятельности, соотнести свои умения и навыки с выбранным направлением?
Об этом мы говорили на мероприятии, организованным Институтом современного образования (ИСО) для педагогов, учителей и воспитателей дошкольных учреждений.
Важно выделить несколько моментов, благодаря которым выбор, сделанный молодым человеком, будет осознанным, отвечающим желаниям и направленным на реализацию мечты – именно эти составляющие помогут в овладении профессией и поддержат мотивацию в будущем.
Итак, 9 основных составляющих для профориентации:
- Важно ориентироваться в трендах, которые оказывают влияние на мир профессий и рынок труда в целом.
2. Понимать, почему профессии из категории «Правило» очень уязвимы со стороны процессов автоматизации, цифровизации и глобализации, и как, выбирая их, снизить риски.
3. Исследовать свои навыки и компетенции, способности и мотивацию, чтобы сформировать свою востребованность и вместе с тем профессиональную уверенность.
4. Профориентационные мероприятия должны носить системный характер. Систему могут и должны выстраивать как различные общественные институты, так и родители.
5. Профориентация как система должна быть выстроена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей ребёнка.
6. На каждом этапе ценны промежуточные достижения ребенка.
7. Создавая условия для поддержания интереса, важно поэтапно (метод «Улитки») направлять его, индивидуально усиливая вариативность и сложность поставленных задач.
8. Профориентационные мероприятия должны организовываться, начиная с дошкольного возраста.
9. Ребёнку важно получать поддержку от значимых людей, видеть их заинтересованность.
Таким образом, системность, последовательность и преемственность являются основой успешной профориентации.
Zen.yandex.ru