Законодательство Российской Федерации строго регламентирует процесс обработки персональных данных студентов при проведении зачётов и экзаменов для дистанционного образования (п. 22 ст. 98 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020), п. 5 ст. 16 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Проверяющие организации по-прежнему предъявляют к процессу дистанционного образования требования, разработанные для операторов баз данных с персональными сведениями россиян.
Форма дистанционной итоговой аттестации студентов определяется образовательной организацией. При этом важно, чтобы все соответствующие требования к процессу проведения зачётов и экзаменов онлайн были чётко и максимально подробно зафиксированы в локальных нормативных актах высшего учебного заведения, например, в уставе и положениях вуза.
В процессе итоговой аттестации при дистанционном обучении зачёты и экзамены сдаются в устной или письменной форме и в виде онлайн-тестов, а также как проектное задание.
Устная экзаменационная или зачётная форма при дистанционном обучении подразумевает ответы на вопросы по экзаменационным билетам, соответствующие программе курса и известные студентам заранее. Экзаменационные билеты должны быть заранее подготовлены преподавателем и утверждены на заседании кафедры, а вопросы доведены до сведения студентов посредством рассылки по почте или размещены на корпоративном сайте вуза.
Традиционно в большинстве образовательных организаций высшего профессионального образования, где аттестация студентов проходит посредством дистанционных технологий, многие российские преподаватели принимают индивидуальные онлайн-экзамены и зачёты устно, по видеосвязи — например, по Skype. Данная форма итоговой аттестации проводиться в режиме диалога в режиме реального времени, но при этом можно находиться на любом расстоянии от собеседника.
С помощью рандомизатора — онлайн-генератора случайных чисел — преподаватель выбирает экзаменационный билет. После этого студент готовится к ответу в течение определенного срока — установленного для этого вузовским регламентом времени, а потом и отвечает на вопросы. Преподаватель и учащийся всё время видят друг друга, экзаменатор контролирует активность экзаменуемого и задаёт студенту уместные уточняющие или дополнительные вопросы.
Итоговое тестирование в режиме онлайн как интерактивная форма контроля разрабатывается по государственным стандартам высшего профессионального образования. Онлайн-тесты поводятся на портале учебного заведения, но можно использовать и сторонние сервисы, например OnlineTestPad. Рекомендуется ограничивать время тестирования до одной минуты на вопрос. Также необходима идентификация личности студента и постоянный контроль за процессом ответов на тесты, чтобы студент не мог подсмотреть информацию в учебниках или в поисковых интернет-системах, а также не нанял «помощника» вместо себя.
Онлайн-тесты проводятся с помощью вопросов и многовариантных ответов на них, либо посредством открытого ответа — поля для впечатывания ответа. Тестирование также может быть поэтапным, когда следующий вопрос появляется только после ответа на предыдущий, или стандартным — когда перед студентом сразу открыты все вопросы, и он может отвечать в удобном для него порядке.
Несмотря на то, что онлайн-тестирование как автоматизированная система проверки знаний позволяют быстро получить точный и объективный результат, а контроль за студентами во время тестирования может осуществлять любой преподаватель или кафедральный методист-лаборант, многие российские преподаватели стараются избегать проведения данной формы контроля знаний. Причина же проста — очень часто утверждённые на кафедральном собрании вопросы и ответы на них сразу же попадают в руки студентов.
Проектная работа как форма итогового контроля посредством выполнения задания, нацелена на выявление практических навыков студентов, полученных при изучении курса. Проектная работа показывает, насколько студент усвоил знания и умеет ли он применять на практике профессиональные задачи. Студенты отправляют готовые наработки в электронном виде, а защищают собственные проекты по видеоконференции: студент один или группа совместно представляет работу и отвечает на вопросы преподавателя онлайн.
Письменная форма итоговой онлайн-аттестации во время проведения дистанционного экзамена или зачёта предполагает ответы студента на вопросы по программе вузовского курса, написанные от руки или напечатанные в файле Word и другом текстовом редакторе. Затем ответы отправляются преподавателю посредством электронной почты или в виде цифровых фото рукописного ответа с мобильного телефона. Строгое нормирование времени на ответы и постоянный видеоконтроль позволят избежать тотального списывания или надиктовывания ответов с помощью «консультантов» за плату. Все напечатанные в Word работы рекомендуется проверить на плагиат и выявить уровень их уникальности, который не должен быть ниже установленного высшим учебным заведением.
Успешно сдав итоговую онлайн-аттестацию, студент получает запись «зачтено», оценку за дифференцированный зачёт или экзамен по одной из учебных дисциплин. Список студентов, сдавших предмет, отсылается преподавателем в деканат или вносится в электронную зачётную книжку. Для обучающихся с электронными зачётками сведения об оценках по зачётам и экзаменам вносятся за все промежуточные аттестации как самими преподавателями, так и сотрудниками учебных отделов.
Phdru.com