Мы говорим о том, что родитель сопровождает ребенка во взрослую жизнь, и задача родителя — создать возможности, чтобы ребенок обучился самостоятельно управлять собой, своими временем, и в том числе тем временем, которое он проводит в различного рада гаджетах.
Применимо к воспитанию детей можно говорить, что есть два подхода: тактический и стратегический. Тактический — когда прямо сейчас родитель просит/требует/договаривается перестать «играть в компьютер и сесть за уроки». Это можно делать различными способами, и применительно к некоторым ситуациям такое воздействие будет эффективным. Стратегический подход — когда родитель планирует постепенную передачу ответственности ребенка за использование гаджетов и учит ребенка этому. Оба способа стоит совмещать.
Как аналогию можно вспомнить обучение малыша использованию ложки: когда надо быстро поесть, ребенка с ложки кормят. Но каждый раз, когда ребенок ест сам, это увеличивает его самостоятельность и в дальнейшем автономию (а значит, и освобождает свободное время для родителя), хотя непосредственно в момент приема пищи родитель может испытывать дискомфорт и дополнительную нагрузку.
Большая часть жизни уже сейчас находится в интернете, и ребенку, конечно, в будущем понадобится освоение различных интернет- форматов и гаджетов. С другой стороны, чем дальше идет прогресс, тем более простыми и интуитивно понятными становятся различные технические средства, так что не обязательно «с пеленок» начинать их осваивать.
Как передавать ребенку ответственность за использование гаджетов?
Обычно дети могут понемногу начинать контролировать использование гаджетов, начиная с начальной школы. Если до этого времени вы старались передать ответственность, чтобы ребенок следил за временем сам, и у него не получилось, не стоит переживать, а вместо этого давать ребенку пользоваться гаджетами обозначенное время. Время обозначаете вы, гаджет находится у вас и после использования вы его забираете обратно. Чем четче и понятнее ваши правила, чем больше ребенок будет понимать, сколько у него есть времени на игры и мультики, тем меньше будет истерик и капризов.
Для того чтобы ребенку освоить это достаточно сложное умение самоконтроля в области гаджетов — хотя бы потому что они пользуются ресурсами внимания, на что можно «залипнуть», ребенку необходимы опоры. Опорами могут быть: семейные правила, солидарность всех взрослых, которые заботятся о ребенке, внимание к ребенку и последствиям использования гаджетов, доверие родителей ребенку, готовность родителей к обсуждению и пересмотру правил и договоренностей.
Придумайте правило, соответствующее вашей идее о том, как и сколько ребенок может проводить времени за компьютером. Вы можете отталкиваться от мнения авторитетного для вас педиатра, от ваших наблюдений за ребенком (например, он просидел 3 часа подряд и потом плохо засыпал, а когда 1 час подряд — вы никаких изменений не заметили) или от чего-то еще. В этом правиле должны быть указаны условия, длительность использования гаджетов, а также санкции, если правило не выполнено. По мере взросления ребенка мы можете обсуждать правила, изменять их, придумывать вместе какие-то дополнения.
Не стоит ориентироваться в этом вопросе на другие семьи, тем более на то, что говорят другие дети о том, как у них дома принято. Это очень индивидуальный вопрос, который каждая семья решает самостоятельно.
Двигаться постепенно. Два шага вперед, один назад, и снова вперед. Если ребенок сам не может пока отслеживать все время, упрощайте задачи и давайте ребенку тот объем ответственности, с которым он может справиться и иногда чуть-чуть больше, чтобы попробовать свои силы. Поддерживайте самостоятельность ребенка, готовность брать на себя ответственность и выполнять договоренности. Время от времени устраивайте сюрпризы ребенку в честь того, что он сумел выполнить ваши с ним договоренности.
Компьютер и остальная жизнь
Бывает такое, что большая часть жизни человека проходит за компьютером, смартфоном или другими гаджетами. С одной стороны, действительно, это может выглядеть удручающе, особенно для старшего поколения. С другой стороны, то, что выглядит одинаково (ребенок смотрит в монитор), может содержать в себе принципиально разную деятельность: игру, общение, обучение, просмотр фильмов, чтение, «серфинг».
Ухудшения в учебе могут быть не связаны с использованием компьютера. Игры могут быть способом «отвлечься», «почувствовать себя успешным в чем-либо», то есть использоваться уже как решение, пусть и не самое оптимальное, возникших сложностей. Для родителей это может быть сигналом, что в учебе у ребенка есть сложности: может быть, проблема во взаимоотношениях с учителем или одноклассниками, может быть, есть пропуски, которые сложно догнать. Если вы беспокоитесь об этом, стоит поговорить с представителями школы. В этом случае будет эффективна помощь ребенку в проблемах с учебой, а не только «отбирание компьютера».