Большая радость для родителей, когда их дети учатся без проблем, испытывая большое желание получать новые знания. Но бывает и так, что ребёнок всё делает из-под палки. Он проявляет откровенное равнодушие к освоению новой информации. Обидно слышать от педагога подобную информацию.
Учебная мотивация – это процесс, запускающий, направляющий и поддерживающий усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Сложная система образуется мотивами, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками самого ученика.
С первого класса учебная мотивация – достаточно большая проблема из-за того, что дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. В старших классах желание учиться часто подвергается колебаниям. Как правило, учебная деятельность ребёнка побуждается не одним, а несколькими мотивами, которые тесно связаны друг с другом.
Мотивы, к формированию которых нужно проявлять стремление:
- познавательные – желание знать как можно больше;
- социальные – достижение результатов, которыми останутся довольны педагоги, близкие родственники;
- внутренние – помогающие добиться поставленной цели;
- направленные на достижение успеха.
Совокупность указанных выше мотивов определяет высокий уровень развития учебной деятельности.
Однозначно, если учёба мотивирована, то:
- школьник получает высокие оценки;
- полученный материал остается у него в памяти надолго;
- родители могут не контролировать его деятельность.
Можно с уверенностью утверждать, что только внешние факторы не способны сформировать мотивацию. Однако взрослые в состоянии помочь ребёнку проделать эту серьёзную работу.
Отсутствие мотивации – это одна из самых распространённых причин, почему ребёнок не хочет учиться. Низкая заинтересованность в учёбе – распространённая проблема современной школы.
Что убивает желание учиться?
Давайте разберемся, почему дети плохо успевают в освоении программы, проявляют равнодушие к своей успеваемости, плохо пишут.
Существует несколько факторов, которые убивают желание учиться.
- Низкая квалификация учителей, которые не могут учитывать в обучении индивидуальные особенности личности. В итоге материал предоставляется всем одинаково. Не каждый ребёнок может успешно воспринимать монотонную подачу материала, поэтому теряется интерес. Согласно статистике, более 50 % учителей не дотягивают до базового уровня подготовки, и это серьёзный показатель.
- Психологическая неготовность ребёнка прикладывать усилия. Такое всё чаще наблюдается у современных школьников.
- Школьник всё время боится ошибиться, а из-за этого получить плохую отметку. Стрессовая ситуация мешает лучше усваивать материал, проявлять заинтересованность.
- Большой объём информации, который нужно освоить, нередко является препятствием к возникновению интереса к школьному материалу. Ребёнок просто не справляется с ним. В результате проявляется синдром ускоренного мышления, что негативным образом сказывается на уровне обучения.
Школа, учителя и окружающая среда не единственные виновники отсутствия мотивации. На самом деле много что зависит от самого ребёнка, а если выражаться точнее – от его физического развития и силы воли.
Как правило, многим современным школьникам часто не хватает:
- умения выполнять не только то, что нравится, но и то, что должно быть сделано. В этом заключается умение преодолевать себя;
- соблюдения распорядка дня. Чёткая организация режима бодрствования и сна даёт отличные результаты в учении;
- сознательной регуляции поведения или воли;
- информации о своих способностях, настоящих возможностях, которые закладываются с самого рождения. Незнание ребёнком своего потенциала к достижению отличных результатов в учёбе часто является причиной заниженной самооценки. В результате мотивация пропадает.
Что сделать, чтобы вернуть желание учиться?
Первое, что необходимо предпринять, так это повысить самооценку ученика, а также выявить слабые и сильные стороны, интеллектуальные способности. Для этого многие семьи сегодня выбирают биометрическое исследование, которое успешно используется в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе с 2012 года с целью решения педагогических проблем.
Благодаря биометрическому исследованию удаётся определить следующие факторы:
- какой рукой ребёнку лучше писать – левой или правой;
- различные стороны личности – сильные, слабые;
- истинные интеллектуальные способности, а также подходящие методы обучения;
- предрасположенность к определённым видам спортивных занятий.
Биометрическое исследование может оказывать положительное воздействие и влиять на возникновение желания учиться, добывать новые знания. Ситуация с учёбой обязательно изменится в лучшую сторону.
Часто бывает так, что в результате биометрического исследования дети проявляют неподдельный интерес к занятиям с учителем, который знает, что у проблемы есть решение и может поддержать в занятиях. В итоге удаётся преодолеть различные трудности в поведении, усвоении новой информации.
По окончании исследования родителям выдаются в письменной форме персональные рекомендации, помогающие воспитывать и обучать ребёнка. Они учитывают личностные особенности и работу высшей нервной деятельности.
Важность физической активности в мотивации к учёбе
Доказано, что хорошая физическая форма и выполнение даже простых упражнений хорошо тренируют нервную систему. В результате повышаются когнитивные способности. В процессе выполнения специально подобранных упражнений удаётся решить несколько задач когнитивно-поведенческого характера:
- облегчить доминацию левого полушария. Это крайне необходимо для естественной мотивации хорошо учиться;
- сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
- стимулировать работу мозжечка. Именно от него зависит качество написанных букв, а также скорость обработки полученной информации, а в итоге – грамотность ребёнка;
- развить крупную моторику;
- обеспечить естественную работу головного мозга. В результате возникает желание получать новые знания, а не проводить своё время за играми в телефоне или компьютере.
Практика показывает…
Коррекция школьных проблем у ученика любого возраста способствует добровольному отказу от любых гаджетов и правильному распределению своего времени. Комплекс упражнений учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе способен самостоятельно выполнять каждый ребёнок. Заниматься можно в школе, а также в домашних условиях.
Dzen.ru