Некоторые дети еще в пять-шесть лет начинают школу бояться и ненавидеть, заявляя родителям, что они учиться никогда и ни за что не пойдут.
За год или два до семилетия родители постепенно начинают готовить ребенка к школе. Посещают специальные занятия и надеются, что они помогут легче адаптироваться будущему первокласснику. Но как он сам воспринимает это событие? Как праздник или наказание? Как поступить родителям, если ребенок категорически отказывается идти в школу? Чаще всего, они теряются и не знают, что предпринять. Мы спросили у специалиста по детско-родительским отношениям Карины Рихтере, откуда у детей берутся эти протесты и как на них реагировать.
Когда ребенок говорит о своем нежелании учиться, он может сигнализировать нам о самых разных проблемах. Разберем самые типичные из них.
Ребенок не готов
Вне зависимости от зрелости все дети идут в школу в семилетнем возрасте. Но мозг ребенка, его развитие, готовность к рутинным занятиям и способность удерживать внимание развиваются не по педиатрическим таблицам и методичкам Министерства образования. Одни дети уже в шесть лет готовы стать школьниками. У других психика развивается только к восьми.
Как понять, что идти в школу еще рано?
- Нет мотивации учиться. Ребенок предпочитает играть или изучать новое? Он умеет ставить цели и идти к ней? Может ли мотивировать себя на учебу? Видит ли причинно-следственные связи? Понимает ли, как его поведение отражается на конечном результате? Если этих навыков нет, у ребенка недостаточно развита учебная мотивация, и к школе он не готов.
- Не развита эмоционально-волевая сфера. Понаблюдайте за ребенком: способен ли он выполнить задание, когда вы его об этом попросили? Например, подождать своей очереди или помочь вам рассортировать игрушки? Насколько долго он может удерживать внимание на том, что ему не очень интересно? Как он интерпретирует свои и чужие эмоции? Когда эмоционально-волевая сфера ребенка недостаточно развита, ему сложно высидеть урок, не отвлекаясь и концентрируясь на словах учителя.
- Нет необходимых навыков. К школе ребенок должен понимать, как зовут всех членов его семьи, называть свой адрес, разбираться в основных профессиях и явлениях природы, ориентироваться во времени, понимать основные правила безопасности. Он должен решать логические задачи, находить общие свойства у предметов, закономерности, видеть различия и сходства. У него должны быть развиты навыки самообслуживания: он сам одевается, может обратиться к учителю с просьбой, рассказать, если у него вдруг что-то заболит. Эти навыки проверяет психолог в детском саду или школе, но вы можете самостоятельно проверить ребенка по одному из специализированных тестов. Обычно они есть на сайте школы или класса.
Чрезмерно загружен
Со страниц журналов, в блогах и видеороликах известных психологов нам постоянно говорят, что если мы не будем занимать ребенка развивающими занятиями каждую свободную минуту, мы упустим момент и не сможем ничему его научить. И вот молодые мамы водят детей в клубы раннего развития и английский с пеленок, покупают ему кубики Домана и заваливают дом всевозможными развивающими игрушками. Потом добавляется спорт, кружок эстетического развития и, конечно, подготовка к школе.
Большую часть времени он занимается не тем, что ему интересно, а тем, что нужно родителям. К тому моменту, когда ребенку нужно идти в школу, он уже перегружен, перестимулирован и вполне логично отказывается ходить еще и в школу.
Как понять, что вы перезагружаете ребенка?
Целый день вы или бабушка заняты логистикой детей. Вы везете их в детский сад, потом на занятия английским, с которых отправляетесь на плавание или гимнастику.
У малыша нет свободного времени на игры, мультики и совместное чтение книг. Он либо в саду, либо на кружках, либо занят развивающими занятиями дома.
Сон ребенка испортился. Он засыпает еще до того момент, когда его голова касается подушки, или наоборот долго не может уснуть.
У него изменяются пищевые привычки. Ребенок отказывается от еды, привередничает или наоборот съедает все, что видит.
Появились психосоматические расстройства. Он жалуется на головные боли или боли в животе, стал чаще болеть простудными заболеваниями. Обращение к врачу не дает результатов — формально ребенок здоров.
Меняется поведение. Активный и любознательный ребенок становится вялым и апатичным. Его ничего не интересует, он ничего не хочет и не просит.
Конечно, мы не должны отказываться от развития детей. Но важно помнить, чтобы эта нагрузка была адекватна возрасту и способностям ребенка
Напуган заранее
Вот он живет беззаботной и радостной жизнью, но вдруг на горизонте появляется школа. Воспитатели в детском саду, сердобольные бабушки или мимо проходящие тетушки, желая призвать ребенка к порядку, случайно роняют: «Вот пойдешь в школу и не сможешь больше баловаться! Как ты в школу пойдешь, если такой неряха?». Ребенок боится, что не справится, не оправдает ожиданий, не сможет приспособиться и из-за этого отказывается идти в школу.
Страх перед школой могут усугублять и индивидуальные особенности ребенка:
- Застенчивость. Скромные дети хуже реагируют на смену обстановки. В саду или дома ему все понятно и привычно. Школа — новый пугающий этап, в котором непонятно что делать и как себя вести.
- Сложности с принятием решений. В дошкольном возрасте все понятно: за тебя решают родители и воспитатели в детском саду. В школе совсем другие правила, и принимать решения придется самостоятельно.
- Отсутствие веры в себя и свои силы. Ребенок уверен, что у него ничего не получится, он не справится с учебой и возросшей нагрузкой. Он не знает, как найти новых друзей, наладить отношения со сверстниками и как правильно реагировать на новые вызовы.
- Повышенная тревожность. Изменение привычного уклада жизни — стресс для любого ребенка. Особенно сильно он проявляется у тревожных и высокочувствительных детей. Для них любое изменение сродни трагедии.
Виноваты родители
Если ребенок отказывается идти в школу, это повод родителям проанализировать свое поведение и поискать свой вклад в эту ситуацию.
- Завышают требования.Мы все уверены, что наши дети самые лучшие и самые талантливые. Но одно дело, когда мы об этом говорим. И совсем другое, когда требуем быть лучшим во всем, занимать только первые места, делать идеально или никак. Ребенок начинает бояться разобрать родителя и теряет уверенность в себе и своих силах.
- Не дают взрослеть. Иногда родители не готовы принять взросление и стараются как можно дольше продлить период зависимости ребенка от них. Такие родители жертвуют собой ради жизни ребенка, потакают всем его желаниям и прихотям. Особенно от такого поведения страдают домашние дети, которые не ходили в детский сад. Они не готовы выйти из-под родительской опеки и не хотят в школу.
- Живут в нездоровых отношениях. Если внутри семьи нет теплых доверительных отношений, новое место воспринимается как источник новых опасностей и тревог. Ребенок опасается, что будет еще хуже, и не хочет ничего менять.
Что делать?
В любой ситуации важно не только то, что ребенок делает или не делает. Важна также реакция родителей. Именно она подтверждает или опровергает его страхи. Так что нужно делать?
Во-первых, не ругаться и не отмахиваться от желаний ребенка. Негативные реакции и равнодушие показывают, что его мысли и чувства не важны, на них можно не обращать внимания и в следующий раз с проблемой он пойдет не к вам, а к друзьям или взрослым, которые обращают на него внимание.
Во-вторых, обязательно поговорите с малышом. Спросите его, почему он не хочет в школу, что его пугает и чего он опасается. Проанализируйте и свое поведение: возможно, вы слишком много требуете от ребенка или безразличны к его страхам.
В-третьих, разработайте запасной план. Если ребенок не готов к школе, подумайте, как отложить поступление в первый класс еще на год. Если у ребенка есть какие-то страхи, связанные с обучением, разберите эти ситуации и вместе разработайте способы их преодолеть.
В –четвертых, расставляйте приоритеты. Обсудите с ребенком, что на самом деле важно, а что второстепенно. Если видите, что он уже перегружен, пересмотрите его расписание, уберите из него все, что неинтересно ребенку. Если это означает полный отказ от дополнительных занятий, откажитесь от них. Ребенок вернется в секцию, когда будет готов.
Помните, что любое нежелание, протест или отказ — это не проблема, а симптом, который говорит о том, что в жизни ребенка что-то идет не так. Наша задача — найти корень проблемы и работать с ним.
Www.paretnts.ru