У меня растут года, будет мне семнадцать. Где работать мне тогда? Чем заниматься?
Итак, вашему ребёнку 15 или 17 лет. У него есть свое видение будущего, а возможно и нет… Подросток переживает непростой период в своём развитии. Он сам не всегда способен адекватно оценить свои способности. Задача родителей не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать? Родители могут помочь, но очень важно, чтобы родительская помощь была мудрая, ненавязчивая.
Приступая к разговору о том, что нужно делать родителям для того, чтобы выбранный путь профессионального развития детей стал ступенью на пути к успеху, рассмотрим семь шагов.
ШАГ 1
Составьте таблицу профессиональных предпочтений.
Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребёнку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список требований: заработная плата, характер, условия труда, престижность, трудоустройство. Впишите эти пункты в столбцы, а в строки – названия в профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.
Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию, если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет – минус.
Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего.
Возможно, около этой специальности ребёнку и стоит искать своё призвание.
ШАГ 2
Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны. Задача родителя – выступитьэкспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности
соответствуют действительности.
ШАГ 3
Больше информации! Активно вместе с ребёнком собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях.
В этом могут помочь профессиональные журналы, интернет-сайты.
Иногда ребёнок находит профессию, о существовании которой он не догадывался и е не догадывались его родители.
ШАГ 4
От слов – к делу! Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Подростки скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребёнка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему посмотреть как работают люди и если есть возможность «прорепетировать» её.
ШАГ 5
Предложите ребёнку пройти профориентационное тестирование.
Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но, прежде всего, познать себя – свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьётся в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой – соответствует его способностям.
ШАГ 6
В профессиональную образовательную организацию на экскурсию!
Неплохо сводить, свозить ребёнка на «День открытых дверей» и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение – ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в образовательные организации просто как в музей, посмотреть, пообщаться, прочувствовать «моё – не моё».
ШАГ 7
Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребёнком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребёнка напряжение и тревогу. Ошибка – тоже опыт. Выбор профессии – дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому.
Главное для родителей – отдавать себе отчёт в том, что они лишь помогают ребёнку определиться, а вовсе не определяются вместо него.
Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живём в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять, двадцать. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать всё сначала.