- Помогите ребёнку с тайм-менеджментом
11-й класс — это время, когда ребёнок бежит после школы к одному репетитору, а затем к другому. Не успев зайти домой, он уже понимает, какая огромная гора заданий на него свалилась, а сил за это время не прибавилось. Отсюда появляются невыполненные домашки, за которые совестно ругать ученика, ведь когда они говорят, что не успели сесть за дз, они действительно имеют это в виду. Но невыполненные домашние задания — это потерянные баллы на экзамене.
Хороший репетитор будет обливаться горячими слезами, понимая, что талантливый ученик может не достичь желаемого результата только потому, что не отработал дома формат заданий.
В этом году мы с моими ученицами нашли хороший способ облегчить эту задачу. Мы садимся и обсуждаем нагрузку ученика на каждый день недели. Я знаю, что в понедельник у него два допа, а значит, на мой предмет у него есть не более 30 минут сконцентрированного внимания. Поэтому даю на выполнение маленький тест из десяти вопросов. Зато в среду ученик рано вернётся из школы и никуда не пойдёт, поэтому мы решаем, что в этот день он отправит мне эссе.
После занятия ученикам прилетает файлик, в котором по дням обозначено, что и когда им нужно сдать (обязательно с дедлайнами). Получается, что ребёнок включён в подготовку к экзамену ежедневно, но это не пугает его, а главное — он знает, когда он должен выполнить задание.
Попробуйте договориться о подобной системе с каждым репетитором. Это потребует от них дополнительных усилий, но вряд ли кто-то из них начнёт протестовать против предложенной схемы. А у вас будет уверенность, что ребёнок не перегружен и в комфортном режиме понемногу продвигается к результату.
- Привейте ребёнку мысль, что проверочный тест — это не казнь, а способ понять, эффективна ли подготовка
Велик соблазн довериться репетитору с первых минут и передать ему ответственность за происходящее. К тому же не хочется обижать педагога — ему ведь виднее, как и что должно происходить. Но профессиональный педагог никогда не затаит на вас обиду, увидев ваше участие в процессе и желание проверить, на каком этапе находится ребёнок в каждый момент времени.
Поверьте, успех на ЕГЭ — это всегда результат работы трёх сторон (репетитор, ученик, родитель). Вы договорились с преподавателем об оказании услуг, которые должны вести к результату, и потому имеете полное право проводить собственные замеры, достигается ли этот результат. Какие здесь могут быть обиды? Только слова восхищения.
Попросите репетитора по прохождении темы давать ученику полные тематические тесты, покрывающие все форматы заданий на ЕГЭ. Не бойтесь узнавать балл ребёнка за выполнение такого теста и просить у преподавателя пояснения, почему на данном этапе удалось достигнуть такого результата и как будет происходить работа над тем, чтобы довести итоговый балл до нужного результата.
- Говорите о мотивации
Пожалуй, самой частой бедой выпускников является проблема расплывчатой мотивации. «Ну, вроде неплохо было бы попасть на эконом МГУ» или «Хорошо бы набрать сколько-нибудь баллов, в районе 90». Это главные сигналы того, что выпускник вообще не понимает, для чего ему сейчас нужно вкладывать нечеловеческие усилия в процесс подготовки.
Я безгранично уважаю родителей, которые никогда не позволяют себе давить на ребёнка и готовы разрешить ему плыть по любому течению, лишь бы это приносило будущему студенту истинное удовольствие. Проблема лишь в том, что им сложно понять, что это за течение.
У нас мало говорят о ментальном здоровье юного человека, возникающего из кризиса самоидентификации
А меж тем мы живём в то время, когда ребята, поступающие в университет, вероятно, будут работать на таких позициях, названий которых мы даже не знаем. Знали ли мы четыре года назад, что сегодня работодатели объявят охоту за SMM-специалистами? Предчувствовали ли мы, что глобализация наберёт такие обороты, что все хорошие специалисты будут соревноваться на общемировом рынке труда? Поэтому вашим детям, которые выходят из стабильных стен школы в совершенно непонятный мир выбора профессии, чудовищно сложно понять, куда идти, и страшно сделать неправильный выбор.
Пытаться выбрать профессию сейчас и бессмысленно, и невозможно. Можно сконцентрироваться на том, что приносит ребёнку удовольствие. Рассматривайте поступление как возможность для ученика заниматься тем, что будет зажигать его глаза изо дня в день. Говорите о тех возможностях, проектах, которые откроются ему, пройди он сейчас все испытания.
Ребёнок обожает путешествовать? Поговорите о том, какой классный тревел-проект он сможет запустить, поступи он сейчас на журфак. Он пишет программы на R и не отходит от компьютера? Посмотрите вместе вдохновляющую лекцию о том, что может делать хороший айтишник в современном мире (TED вам в помощь). Помогите ребёнку увидеть истинную мотивацию, ради которой игра будет стоить свеч, и ЕГЭ покажется лишь маленьким пазлом в огромной картине будущего молодого человека, который любит то, что делает.
- Разработайте стратегию действий на этот год
Проанализируйте вместе с ребёнком возможные пути поступления в университет. Многие почему-то до сих пор верят в силу аттестата и уделяют ему какое-то катастрофическое количество времени. Я тоже так делала, а затем увидела, что огромное количество моих одногруппников (бюджетников!) в МГУ были троечниками по химии или физике. Всем было плевать, ведь баллы-то набраны и олимпиады выиграны.
Ребёнок всё равно будет расстраиваться из-за троек, ведь он десять лет жил, принимая близко к сердцу любые оценки. Говорите с ним о том, что это важный стратегический ход, напоминайте, что всё идёт по плану и сейчас можно позволить себе не тянуть авангард класса вперёд.
Помогите ему связаться с университетом мечты. Чем больше информации ученик получит о том, какие курсы, стажировки и обменные программы ждут его в мире студенчества, тем более конкретной станет для него заветная цель. Так вы поможете ребёнку усвоить, что цель — это позитивный образ будущего, а не способ избежать плохих результатов на экзамене.
Zen.yandex.ru