Ребенок никак не может приступить к домашке, а потом сидит до позднего вечера или постоянно опаздывает на занятия? Скорее всего, он пока не может сам организовать свой режим дня, чтобы делать всё вовремя. Рассказываем, как помочь школьнику распределить время, чтобы успешно учиться и отдыхать.
Определитесь с целями
В младших классах этот пункт менее актуален – все учат примерно один набор предметов. А вот в средних и старших классах эта задача выходит на первый план. Нагрузка на современного школьника слишком велика, и если он будет уделять одинаковое количество времени и сил всем занятиям, то быстро устанет и потеряет желание учиться.
Узнайте у ребёнка, о какой профессии он задумывается, куда хочет поступать. Проанализируйте, какие предметы даются ему проще, а какие – сложнее, и соотнесите эти данные с мечтами и планами ребёнка. Если ребёнок хочет стать журналистом и ничего не понимает в физике, возможно, не стоит тратить силы, чтобы заработать на этом уроке пятёрку. А вот если проблемы с русским, этому придется уделить внимание. Если ребёнку интересны олимпиады, необходимо учесть время на подготовку к ним.
Составьте список задач
По итогам обсуждения составьте список самых важных предметов и дополнительных занятий, которыми нужно будет заниматься каждый день. Объясните ребёнку, что в этом и состоит секрет успеха – действия, которые приближают нас к долгосрочной цели, нужно совершать регулярно, а не откладывать на потом. Например, ребёнок хочет поступить на факультет журналистики. Тогда ему нужно каждый день заниматься русским языком, читать книги и практиковаться в написании текстов. Обязательно поместите эти задачи в список. Не забудьте добавить туда и другие дела, на которые нужно время: дорогу в школу и обратно, приёмы пищи, прогулку, отдых, занятия спортом и любимым хобби. Всем этим делам нужно будет найти место в графике.
Рядом с каждым делом проставьте время, которое на него потребуется: урок с репетитором – 1 час, прогулка – 1 час, дорога в школу – 30 минут, домашнее задание – 2 часа и так далее.
Воспользуйтесь матрицей Эйзенхауэра
Распределите все дела из списка выше на четыре категории:
- срочные и важные;
- несрочные и важные;
- срочные и неважные;
- несрочные неважные.
Для удобства можно использовать таблицу, которая называется матрицей Эйзенхауэра.
Обязательно включайте в ежедневный график хотя бы одно дело из раздела «Важные и несрочные». Эти дела приближают ребёнка к достижению его долгосрочных целей, но именно их часто хочется отложить на потом.
А теперь — график
Распределяйте дела из списка, ориентируясь на внешние обстоятельства и удобство ребёнка. Школьные занятия, скорее всего, будут в первой половине дня. У репетитора может быть своё расписание, под которое придётся подстроиться. Учитывайте биоритмы ребёнка. Понаблюдайте, в какое время ему комфортнее заниматься. У жаворонков пик работоспособности приходится на утро. Такие дети хорошо усвоят материал, занимаясь утром перед школой. А вечером им лучше уделить время отдыху и хобби. У сов, наоборот, пик работоспособности приходится на вечер, а утром им лучше выделить лишний час на сон.
Обязательно добавьте в график время на подвижные игры, прогулки, спортивные занятия. Если все не помещается, пусть в один день будет встреча с друзьями во дворе, в другой – физкультура, в третий – семейный выезд в парк на велосипедах.
Составляя график, оставляйте по полчаса свободного времени вокруг каждой важной задачи. Помните, что расписание не обязательно должно быть строгим. Скорее наоборот, чем более гибким будет режим ребёнка, тем проще будет его придерживаться.
Zen.yandex.ru