Мы тратим все силы на то, чтобы научить детей быстро читать, умножать в уме трехзначные цифры, занимать первые места на олимпиадах, добиваться результатов в спорте или искусстве. Хотя ни один из этих навыков не приводит к настоящему успеху.
В XXI веке куда важнее оказывается умение задавать вопросы, противостоять трудностям, искать необычные решения, сотрудничать и сопереживать.
Заводить друзей и хранить дружбу
В дошкольном возрасте дружба детей чаще всего носит случайный характер: друзьями становятся те, с кем они чаще всего встречаются на площадке или ходят в детский сад. Такая дружба редко длится долго. Попадая в школу, дети начинают заводить друзей уже куда более осознанно — по общим интересам, личной симпатии друг другу.
У родителей при этом могут возникнуть смешанные чувства: еще вчера все переживания и секреты были только между вами, теперь же ребенок все чаще обращается за поддержкой и советом к сверстникам.
Поскольку мы передоверяем часть жизни ребенка новым людям, мы хотим убедиться, что у них есть навыки и качества, необходимые для построения здоровых дружеских отношений. Отсюда — попытки повлиять на выбор окружения и предостеречь от «дурной компании».
Здесь важно понять: друзья ребенка не обязаны вам нравиться.
Но вы всегда можете обозначить, что конкретно беспокоит: «Ты же знаешь, что в нашем доме не матерятся. Пожалуйста, попроси своих друзей соблюдать правила. В противном случае их попросят уйти».
Другая проблема — когда родители, напротив, полагают, что с их ребенком никто не дружит. Если у вас есть такие опасения, попробуйте понаблюдать за поведением детей в классе: предложите сопровождать их на экскурсии или просто позовите одноклассников ребенка в гости.
Важно понять, отказываются ли дети общаться с вашим ребенком, потому что он все портит или ведет себя агрессивно, или его игнорируют, потому что он «не вписывается» и не обладает социальными навыками, которые могут быть интересны другим детям.
Общаться
Обсуждать с ребенком, как его действия влияют на других и на него самого: «Когда ты не поблагодарил бабушку за подарок, как ты думаешь, что она почувствовала?» Детей, которые воспитываются в таком духе, чаще выбирают в друзья и реже отвергают.
Не преуменьшать и не упрощать трудности.
То, что вам кажется простым («всего лишь перейти в другой класс») для ребенка может быть очень сложной ситуацией.
Помочь ребенку найти то, что у него хорошо получается.
Музыкальному ребенку, чувствующему себя обделенным вниманием в школе, были бы полезны занятия музыкой, где он встретит других детей, увлеченных тем же.
Следить за отношениями в семье
Проявлять тепло, заботу и поддержку по отношению ко всем ее членам. Именно эти паттерны поведения ребенок будет переносить на друзей.
Научиться учиться и получать от этого удовольствие
Вспомните, как ваши дети учились ходить, есть самостоятельно, одеваться или завязывать шнурки. Раз за разом они пробовали, не выражая признаков разочарования и не раздражаясь из-за того, что дело идет слишком медленно. Не обремененные боязнью неудачи или сравнением с другими, они были уверены, что могут справиться с трудностями.
В школьные годы все меняется. Ребенок овладевает аналитическими способностями и потихоньку покидает волшебный мир фантазий. Учиться становится не так весело: это уже не игра «Где у кошки носик?», поддерживать интерес к предметам куда сложнее.
Вдобавок дети начинают сравнивать себя с другими (часто — не в лучшую сторону) и испытывают на себе последствия школьной системы стандартизации, где ценятся оценки, а не умение мыслить критически. Все это часто лишает мотивации и делает обучение стрессовым фактором.
Дети, которых интересуют только оценки, имеют узкие цели. Они делают на оценку больший упор, чем на изучаемый материал, ставят перед собой меньше задач и ограничивают свои возможности роста.
Дети, ориентированные на овладение предметом, занимаются им ради того, чтобы чему-то научиться. Они наслаждаются вызовом, и признание стоит далеко не на первом месте по сравнению с удовольствием от усилий и достижения результата.
Проявлять любопытство
Для ребенка мир полон чудес — постарайтесь увидеть их вместе с ним. Не диктуйте, что важно, а что нет. Лучше вместе с ним восхититесь тому, как прозрачная жидкость, которую вы налили в ванну, превращается в шапку разноцветных пузырьков.
Поощрять вопросы
Многие педагоги и психологи считают, что именно умение задавать хорошие вопросы определяет общий интеллект. Правильно относясь к вопросам детей, можно стимулировать их любознательность и развивать критическое мышление.
Ценить риск в учебе
Если ребенок с первых классов поймет, что заучивание — лучший способ преуспеть в учебе, он надолго лишится любознательности и энтузиазма.
Вместо того, чтобы говорить, что ответ «неверный», попробуйте поинтересоваться, почему ребенок решил ответить именно так.
Способность творчески решать самые трудные задачи — черта самых талантливых учеников.
Чаще бывать на природе
Дети учатся через органы чувств. А мир природы предлагает уникальные возможности для развития умения наблюдать и сопереживать.
Развивать эмпатию
В возрасте от 5 до 11 лет у ребенка закладываются основы характера. Это важный момент, от которого зависит, каким человеком вырастет ваш ребенок.
Все мы хотим, чтобы дети были добрыми и заботливыми, ценили честность и порядочность, были нетерпимы к травле, участвовали в добрых делах и боролись с несправедливостью.
Но чтобы доброта и сочувствие стали частью характера ребенка, к этому нужно приложить столько же усилий, сколько мы затрачиваем на учебу или спорт. А возможно, даже больше.
Объяснять ребенку последствия его поведения
Дети учатся сопереживать тогда, когда мы учим их этому. Вопросов вроде «Как бы ты себя чувствовал, если бы…» никогда не бывает слишком много.
Говорить о морали
Регулярные и серьезные разговоры о морально-этических моментах станут сигналом для вашего ребенка, что вы считаете это важной стороной жизни. Пожалуй, один из лучших моментов для этого — совместный ужин. Постарайтесь создать доверительную обстановку и поощряйте стремление ребенка высказывать собственные суждения.
Давайте ребенку возможности проявить эмпатию
По возможности берите его с собой, когда участвуете в общественной работе: сбор пожертвований или сортировка одежды, приготовление или доставка еды малоимущим, посещение престарелых или нуждающихся людей. Все это позволяет ребенку узнать, что думать и заботиться не только о себе, но и о ближних хорошо и правильно.
Не забывать играть
Игра — самый эффективный метод обучения. Но у современных школьников ее место все больше занимают уроки, кружки и гаджеты.
Даже простая игра в догонялки — на самом деле пример сложного социального взаимодействия. В ней дети должны быть готовы сотрудничать, принимать на себя роль, как преследователя, так и преследуемого. Грубые игры для мальчиков — еще и хорошая возможность проработать агрессию.
Неструктурированная игра должна присутствовать в жизни каждого ребенка ежедневно, она закладывает основы социальной компетентности — умения вести себя в обществе других людей.
Отключайте гаджеты.
В начальной школе время у экрана должно составлять не более двух часов в день.
Откажитесь от развивающих игрушек
Ни одна из них не сравнится с прогулками вдоль ручья и экспедициями в заброшенные развалины.
Поощряйте прогулки на свежем воздухе
И развивайте свободу: ребенок может играть на улице (без вашего присутствия) примерно с девяти лет, если он демонстрирует достаточную способность отвечать за себя.
Не перегружайте ребенка занятиями
У детей младшего школьного возраста должно быть максимум три внеклассных занятия: одно социальное (движение скаутов, церковь), одно физическое (спортивная секция или танцы) и одно художественное (музыка, рисование).
Chips-journal.ru