Родственные профессии

– Санитарный врач
– Ветеринар

Сфера профессиональной деятельности

  • Здравоохранение
  • Социальная защита
  • Образование
  • Промышленнность
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Министерство чрезвычайных ситуаций
  • Наука

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек – Человек» (связана с общением и взаимодействием с людьми). Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
  2. «Человек – Природа» (связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека). Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
  • Класс профессии: преобразующий (предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и управлением другими людьми). Данная профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению..
  • Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».

Описание профессии

Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей (врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров и т.д.).

Доминирующие виды деятельности:

  • выявление причин различных заболеваний;
  • оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;
  • диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (например, в поликлиниках);
  • осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;
  • внедрение новых препаратов и лекарственных средств;
  • осуществление санитарно-просветительной работы среди населения;
  • осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
  • оказание помощи при формировании здорового образа жизни;
  • разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам врача относятся:

  • эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
  • организованность;
  • отсутствие брезгливости;
  • хорошая память;
  • ответственность;
  • терпение;
  • склонность к работе с объектами природы (людьми);
  • склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к работе с информацией;
  • развитые логические способности;
  • развитая способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Врач должен обладать следующими личностными качествами:

  • внимательность;
    наблюдательность;
  • обучаемость;
  • способность быстро принимать решения и реагировать на экстренные и нестандартные ситуации;
  • физическая и эмоциональная выносливость.

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
  • Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
  • Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
  • Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
  • Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
  • Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
  • Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний.: брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы; инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
  • Беременность и период лактации.
  • Глаукома декомпенсированная.
  • Аллергические заболевания органов дыхания и переднего отрезка глаза.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Врач должен знать:

  • анатомию человека ( в норме и патологическую),
  • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы,
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола,
  • правила оформления медицинской документации.

Врач должен уметь:

  • исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов,
  • пользоваться специальной медицинской аппаратурой,
  • расшифровывать результаты анализов,
  • ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение,
  • делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.

Область применения

  • научно-исследовательские институты;
  • медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.),
  • образовательные организации (детские сады, школы, колледжи, техникумы, вузы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга);
  • производственные предприятия;
  • исправительные колонии;
  • МЧС и службы спасения;
  • военные организации.

Условия труда

Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.

В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки. Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.

Профессиональные риски

Напряженный график работы. Часто приходится работать не только в будние, но так же еще и в выходные, праздничные дни, ночные смены. Риск заражения опасным заболеванием, так как доктор не имеет право отказывать в лечении даже носителям самых страшных и неизлечимых болезней. Не всегда удается спасти человека, что является достаточно сильным психологическим ударом.

Люди такой сложной профессии, как врач, очень подвержены изменениям настроения и мотивации к труду при конфликтах с коллегами и затруднениями в коммуникации с руководством. Также в работе врача есть немало трудностей, связанных с ведением отчетности, что требует затрат времени и может быть источником конфликтов с руководством.

 Требуемое профессиональное образования

Для овладения профессией “Врач” необходимо высшее образование. Специальности: Лечебное дело; Медико-профилактическое дело; Педиатрия; Фармация.

Образовательные учреждения

Карьерный рост

В профессии врача у каждого специалиста складывается свой индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.

Специализация и освоение смежных областей

Начиная с позиций стажера, врача – лаборанта, врача -методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, «наращивая» свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист. Одновременно возможно освоение смежных специальностей, наиболее востребованных в данный момент.

Научная карьера

Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, стажировках, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или доктора медицинских наук.

Управленческое карьерное развитие

Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении.