Родственные профессии
– Санитарный врач
– Ветеринар
Сфера профессиональной деятельности
- Здравоохранение
- Социальная защита
- Образование
- Промышленнность
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Министерство чрезвычайных ситуаций
- Наука
Классификация профессии
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек – Человек» (связана с общением и взаимодействием с людьми). Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
- «Человек – Природа» (связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека). Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
- Класс профессии: преобразующий (предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и управлением другими людьми). Данная профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению..
- Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».
Описание профессии
Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей (врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров и т.д.).
Доминирующие виды деятельности:
- выявление причин различных заболеваний;
- оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;
- диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (например, в поликлиниках);
- осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;
- внедрение новых препаратов и лекарственных средств;
- осуществление санитарно-просветительной работы среди населения;
- осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
- оказание помощи при формировании здорового образа жизни;
- разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам врача относятся:
- эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
- организованность;
- отсутствие брезгливости;
- хорошая память;
- ответственность;
- терпение;
- склонность к работе с объектами природы (людьми);
- склонность к работе в сфере общения;
- склонность к работе с информацией;
- развитые логические способности;
- развитая способность к концентрации внимания;
- высокая эмоциональная устойчивость.
Врач должен обладать следующими личностными качествами:
- внимательность;
наблюдательность; - обучаемость;
- способность быстро принимать решения и реагировать на экстренные и нестандартные ситуации;
- физическая и эмоциональная выносливость.
Медицинские противопоказания
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
- Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
- Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
- Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
- Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
- Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
- Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
- Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
- Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний.: брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы; инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
- Беременность и период лактации.
- Глаукома декомпенсированная.
- Аллергические заболевания органов дыхания и переднего отрезка глаза.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Требования к профессиональной подготовке
Врач должен знать:
- анатомию человека ( в норме и патологическую),
- разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы,
- анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола,
- правила оформления медицинской документации.
Врач должен уметь:
- исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов,
- пользоваться специальной медицинской аппаратурой,
- расшифровывать результаты анализов,
- ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение,
- делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.
Область применения
- научно-исследовательские институты;
- медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.),
- образовательные организации (детские сады, школы, колледжи, техникумы, вузы);
- социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга);
- производственные предприятия;
- исправительные колонии;
- МЧС и службы спасения;
- военные организации.
Условия труда
Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки. Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.
Профессиональные риски
Напряженный график работы. Часто приходится работать не только в будние, но так же еще и в выходные, праздничные дни, ночные смены. Риск заражения опасным заболеванием, так как доктор не имеет право отказывать в лечении даже носителям самых страшных и неизлечимых болезней. Не всегда удается спасти человека, что является достаточно сильным психологическим ударом.
Люди такой сложной профессии, как врач, очень подвержены изменениям настроения и мотивации к труду при конфликтах с коллегами и затруднениями в коммуникации с руководством. Также в работе врача есть немало трудностей, связанных с ведением отчетности, что требует затрат времени и может быть источником конфликтов с руководством.
Требуемое профессиональное образования
Для овладения профессией “Врач” необходимо высшее образование. Специальности: Лечебное дело; Медико-профилактическое дело; Педиатрия; Фармация.
Образовательные учреждения
№ | Название учреждения |
1. | Кемеровский государственный медицинский университет |
Карьерный рост
В профессии врача у каждого специалиста складывается свой индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.
Специализация и освоение смежных областей
Начиная с позиций стажера, врача – лаборанта, врача -методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, «наращивая» свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист. Одновременно возможно освоение смежных специальностей, наиболее востребованных в данный момент.
Научная карьера
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, стажировках, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или доктора медицинских наук.
Управленческое карьерное развитие
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении.