Информация о целевом обучении
Нормативные правовые акты, регулирующие целевое обучение
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Постановление Правительства РФ от 13.10.2020 № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» с изменениями от 20.07.2021 № 1227.
Целевое обучение осуществляется на основе договора о целевом обучении, заключенного между гражданином, поступающим на обучение по образовательной программе либо обучающимся по образовательной программе среднего профессионального и высшего образования, и федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем
Существенные условия договора о целевом обучении
а) обязательства федерального государственного органа, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее – заказчик):
– по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения и (или) других мер;
– по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с квалификацией, полученной в результате освоения образовательной программы (далее – место осуществления трудовой деятельности);
б) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:
-по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком) (далее – обязательство по обучению);
– по осуществлению в течение не менее 3 лет трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный договором о целевом обучении (далее – осуществление трудовой деятельности).
Заказчики целевого обучения в соответствии с п. 2 ст. 56 273- ФЗ
– федеральные государственные органы;
– органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
– органы местного самоуправления;
– юридические лица;
– индивидуальные предприниматели
Договором о целевом обучении устанавливаются характеристики освоения гражданином образовательной программы (далее – характеристики обучения), которые включают:
– уровень образования (среднее профессиональное или высшее образование);
– код и наименование профессии (профессий), специальности (специальностей), направления (направлений) подготовки, научной специальности (специальностей);
– форму (формы) обучения (указывается по решению заказчика);
– наименование организации (организаций), осуществляющей образовательную деятельность, в которой (в одной из которых) гражданин должен освоить образовательную программу (указывается по решению заказчика);
– уровень общего образования, на базе которого должно осуществляться освоение образовательной программы среднего профессионального образования (указывается по решению заказчика);
– направленность (профиль) образовательной программы (образовательных программ) (указывается по решению заказчика)
Варианты договоров о целевом обучении
– Заказчик – гражданин;
– Заказчик – гражданин – работодатель – образовательная организация;
– Заказчик – гражданин – работодатель
Документы
Памятка_абитуриент_оформленная_v1_1
Памятка_обучающися_оформленная_v1_1
Памятка_рукль ОО_оформленная_v1 (1)
Постановление_Правительства_Российской_Федерации_от_27_апреля_2024
Полезная информация о целевом обучении
Вариантов в этом случае три
(подробнее).
1.
По квоте целевого приема. Обычно имеют в виду именно этот вариант, когда говорят про целевое. Позволяет поступить в вуз (но не колледж) в обход общего конкурса и учиться бесплатно, а затем отработать 3-5 лет на предприятии с которым заключен договор.
2.
Не по квоте. По такому договору организация обязуется трудоустроить абитуриента после выпуска, но поступает он сам, учиться можно в вузе или колледже.
3.
Для студентов. Заключить договор можно в ходе обучения, причем как в вузе, так и в колледже. Тогда студент гарантированно получит рабочее место после выпуска, а заказчик предоставит ему меры поддержки — например, оплатит дополнительные курсы или определит стипендию.Далее рассмотрим только первый вариант как наиболее распространенный.
Основные плюсы:
– проще поступить в вуз
– гарантированное трудоустройство
Основные минусы – продолжение плюсов
(Подкаст про целевое и особенности в этом году).
Например, мало кто знает, но, если студент не тянет программу и отчисляется, то нужно оплатить все прошедшее обучение. В частности, в МГТУ им. Баумана отчисляются около 15 % и всем тем из них кто по квоте, нужно оплатить за прошедшие семестры. При этом разрыв по сумме баллов на целевое и на бюджет может быть очень существенным, в этом году в МИФИ на целевое был зачислен абитуриент со 177 баллами (в сумме за три предмета). При этом, средний балл поступивших в МИФИ на 100 (сто!) баллов выше, чем у этого конкретного целевика (ссылка)
Трудоустройство тоже не для всех является преимуществом. Например, ординаторы медики (100% “целевиков”) готовы платить штрафы, лишь бы не работать в тех местах, которые для них закреплены. В прошлом году почти треть ординаторов отказались от отработки и примерно 15 % студентов (ссылка)
"Отказ выполнять условия договора, по мнению специалистов, вполне очевиден — после обучения многие идут работать в частную клинику."
(ссылка)
На этом фоне звучат инициативы об увеличении штрафов и об увеличении сроков “отработки”. Например, в Свердловской области предлагают:
"Все учителя, которые обучались на бюджетной основе, обязаны отработать в школе не меньше 10 лет"
(ссылка)
Возможно, это приводит к обратному эффекту. В ряде региональных вузов не удается закрыть квоты, абитуриенты после знакомства с договором не хотят его заключать. Например, в УрФУ целевики заняли только четверть выделенных мест (ссылка)
Разумеется, это происходит в том числе и из-за постоянного изменения правил поступления, и в этом году было много сложностей, так как нужно было использовать портал “работа в России”, работа которого отчетливо сбоила (ссылка)
Напрашиваются выводы:
1. Идея очень правильная, но требует реформирования с учетом интересов ключевых субъектов процесса (вуз, работодатель, абитуриент и его семья). Об этом говорят ректоры ведущих вузов страны (ссылка)
2. Нужна внятная профориентационная работа со школьниками. Не только “воздействующего характера”.
Об этом, в частности, в медицинских кругах:
«Договор на обучение на специалитет заключают со школьниками, которые вообще ничего не знают о медицинском образовании и работе врача. Их просят подписаться под 8-9 годами своей жизни: обучение + отработка. В итоге «целевики» слишком поздно понимают, что медицина не для них или что они не готовы три года работать на участке», –прокомментировал Ледовский."
(ссылка)
3. Не исключено, что требует корректировки и система управления в ряде организаций (в том числе и PR службы).