Сфера профессиональной деятельности
- Строительство
- Легкая, тяжёлая, военная промышленность
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность электрика связана с монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, поэтому ее можно отнести к типу «Человек – Техника».
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия техника-конструктора связана с принятием нестандартных решений, исследованиями, испытаниями, разработкой новых образцов.
Описание профессии
Деятельность техника-конструктора представляет собой работу с применением знаний технической документации, материалов проведённых обследований и испытаний, технологии проведения испытаний, методов оценки и состояния сооружения. Также техник применяет в своей работе чертежи, схемы, фотографии или иллюстрационные материалы.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
— способность к сосредоточению;
— высокие концентрация и устойчивость внимания;
— аналитическое мышление;
— способность быстрого переключения с уровня абстрактного мышления и представлений на уровень представлений о конкретном продукте (результате этих разработок);
— способность устанавливать причинно-следственные связи по формальному признаку;
— критичность;
— способность предвидеть конечный результат;
— способность к творчеству;
— способность продуцировать большое количество решений одной задачи;
-умение разбираться в принципах работы технических устройств
— технический склад ума.
Техник-конструктор должен обладать следующими личностными качествами:
— терпение;
— устойчивое внимание;
— аккуратность;
— выносливость;
— ловкость;
— личная организованность и ответственность;
— методичность и последовательность при реализации работ.
Медицинские противопоказания
- заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и интеллектуальными нарушениями;
- заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; психические заболевания;
- алкоголизм, токсикомания, наркомания;
- болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени;
- злокачественные новообразования любой локализации;
- заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим;
- гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени;
- хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
- варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
- ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем;
- активные формы туберкулеза любой локализации;
- осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки;
- хронические гепатиты, циррозы печени;
- хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени;
- хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени;
- нарушение функций вестибулярного аппарата, синдромы головокружения, нистагм;
- хронические заболевания кожи: часто рецидивирующая экзема, псориаз, хронический прогрессирующий атопический дерматит;
- хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний;
- острота зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу, ограничение поля зрения более, чем на 20° по любому из меридианов;
- стойкое понижение слуха.
Требования к профессиональной подготовке
Техник-конструктор должен знать:
— единую систему конструкторской подготовки производства;
— стандарты, технические условия и другие нормативные и руководящие материалы на разрабатываемую техническую документацию, порядок ее оформления;
— основы конструирования;
— методы и средства выполнения чертежно-конструкторских работ;
— основы технологии производства;
— технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, принципы их работы, условия монтажа и технической эксплуатации;
— характеристики применяемых в конструируемых изделиях материалов и их свойства;
— методы проведения патентных исследований;
— требования организации труда при конструировании;
— основы технической эстетики;
— методы и средства выполнения технических расчетов, вычислительных и графических работ;
— основы экономики, организации труда и организации производства;
— основы трудового законодательства;
— правила и нормы охраны труда.
Техник-конструктор должен уметь:
— конструировать под руководством более квалифицированного специалиста изделия средней сложности индивидуального и мелкосерийного производства и простые изделия крупносерийного и массового производства, обеспечивая при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, действующим стандартам, нормам охраны труда, требованиям рациональной организации труда при проектировании, наиболее экономичной технологии производства, а также использование в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц;
— разрабатывать проектную и рабочую конструкторскую документацию;
— выполнять с внесением необходимых изменений чертежи общего вида конструкций, сборочных единиц и деталей, схемы механизмов, габаритные и монтажные чертежи по эскизным документам или с натуры, а также другую конструкторскую документацию;
— проверять рабочие проекты и осуществлять контроль чертежей, сверять кальки с оригиналами;
— снимать эскизы сборочных единиц и деталей с натуры с изменением масштаба и определением необходимых параметров, выполнять деталировки сборочных чертежей, технические расчеты и расчеты экономической эффективности в соответствии с типовыми расчетами, программами и методиками;
— изучать поступающую от других предприятий конструкторскую документацию в целях использования ее при проектировании;
— вносить изменения в конструкторскую документацию и составлять извещения об изменениях;
— испытывать опытные образцы изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных конструкций выпускаемой предприятием продукции, оформлять результаты испытаний.
Область применения
— конструкторские бюро;
— технологические лаборатории, ориентированные на разработку новых производственных продуктов;
— организации, осуществляющие обслуживание жилищно-коммунального фонда;
— строительные фирмы и компании.
Условия труда
В зависимости от типа выполняемой деятельности техник-конструктор может работать либо в помещении, если он занимается конструированием и разработкой систем, либо в цехе или лаборатории, если он следит за созданием и апробированием новых систем или контролирует технологический процесс. Средствами труда, инструментами являются, в первую очередь, знания, опыт специалиста. Для конструирования и проектировки новых систем, а также модификации старых техник-конструктор пользуется ПК, определенным программным обеспечением, чертежными инструментами, проводит испытания в лаборатории или цехе, следит за созданием опытных образцов в модельном цехе.
Профессиональные риски
Рабочая поза – положение сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, сопровождающиеся болями в спине и шее. Велик риск травматизма.
Требуемое профессиональное образования
Профессиональные образовательные организации
Образовательные учреждения
| № | Название учреждения |
| 1. | Сибирский государственный индустриальный университет |
Карьерный рост
Карьерный рост связан с получением новых знаний и накоплением опыта, повышением квалификации; при получении высшего образования по соответствующей специальности возможен профессиональный рост до должности инженера.
