Сфера профессиональной деятельности
- Строительство
- Легкая, тяжёлая, военная промышленность
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность электрика связана с монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, поэтому ее можно отнести к типу «Человек – Техника».
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия техника-конструктора связана с принятием нестандартных решений, исследованиями, испытаниями, разработкой новых образцов.
Описание профессии
Деятельность техника-конструктора представляет собой работу с применением знаний технической документации, материалов проведённых обследований и испытаний, технологии проведения испытаний, методов оценки и состояния сооружения. Также техник применяет в своей работе чертежи, схемы, фотографии или иллюстрационные материалы.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
– способность к сосредоточению;
– высокие концентрация и устойчивость внимания;
– аналитическое мышление;
– способность быстрого переключения с уровня абстрактного мышления и представлений на уровень представлений о конкретном продукте (результате этих разработок);
– способность устанавливать причинно-следственные связи по формальному признаку;
– критичность;
– способность предвидеть конечный результат;
– способность к творчеству;
– способность продуцировать большое количество решений одной задачи;
-умение разбираться в принципах работы технических устройств
– технический склад ума.
Техник-конструктор должен обладать следующими личностными качествами:
– терпение;
– устойчивое внимание;
– аккуратность;
– выносливость;
– ловкость;
– личная организованность и ответственность;
– методичность и последовательность при реализации работ.
Медицинские противопоказания
- заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и интеллектуальными нарушениями;
- заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; психические заболевания;
- алкоголизм, токсикомания, наркомания;
- болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени;
- злокачественные новообразования любой локализации;
- заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим;
- гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени;
- хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
- варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
- ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем;
- активные формы туберкулеза любой локализации;
- осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки;
- хронические гепатиты, циррозы печени;
- хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 – 3 степени;
- хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 – 3 степени;
- нарушение функций вестибулярного аппарата, синдромы головокружения, нистагм;
- хронические заболевания кожи: часто рецидивирующая экзема, псориаз, хронический прогрессирующий атопический дерматит;
- хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний;
- острота зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу, ограничение поля зрения более, чем на 20° по любому из меридианов;
- стойкое понижение слуха.
Требования к профессиональной подготовке
Техник-конструктор должен знать:
– единую систему конструкторской подготовки производства;
– стандарты, технические условия и другие нормативные и руководящие материалы на разрабатываемую техническую документацию, порядок ее оформления;
– основы конструирования;
– методы и средства выполнения чертежно-конструкторских работ;
– основы технологии производства;
– технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, принципы их работы, условия монтажа и технической эксплуатации;
– характеристики применяемых в конструируемых изделиях материалов и их свойства;
– методы проведения патентных исследований;
– требования организации труда при конструировании;
– основы технической эстетики;
– методы и средства выполнения технических расчетов, вычислительных и графических работ;
– основы экономики, организации труда и организации производства;
– основы трудового законодательства;
– правила и нормы охраны труда.
Техник-конструктор должен уметь:
– конструировать под руководством более квалифицированного специалиста изделия средней сложности индивидуального и мелкосерийного производства и простые изделия крупносерийного и массового производства, обеспечивая при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, действующим стандартам, нормам охраны труда, требованиям рациональной организации труда при проектировании, наиболее экономичной технологии производства, а также использование в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц;
– разрабатывать проектную и рабочую конструкторскую документацию;
– выполнять с внесением необходимых изменений чертежи общего вида конструкций, сборочных единиц и деталей, схемы механизмов, габаритные и монтажные чертежи по эскизным документам или с натуры, а также другую конструкторскую документацию;
– проверять рабочие проекты и осуществлять контроль чертежей, сверять кальки с оригиналами;
– снимать эскизы сборочных единиц и деталей с натуры с изменением масштаба и определением необходимых параметров, выполнять деталировки сборочных чертежей, технические расчеты и расчеты экономической эффективности в соответствии с типовыми расчетами, программами и методиками;
– изучать поступающую от других предприятий конструкторскую документацию в целях использования ее при проектировании;
– вносить изменения в конструкторскую документацию и составлять извещения об изменениях;
– испытывать опытные образцы изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных конструкций выпускаемой предприятием продукции, оформлять результаты испытаний.
Область применения
– конструкторские бюро;
– технологические лаборатории, ориентированные на разработку новых производственных продуктов;
– организации, осуществляющие обслуживание жилищно-коммунального фонда;
– строительные фирмы и компании.
Условия труда
В зависимости от типа выполняемой деятельности техник-конструктор может работать либо в помещении, если он занимается конструированием и разработкой систем, либо в цехе или лаборатории, если он следит за созданием и апробированием новых систем или контролирует технологический процесс. Средствами труда, инструментами являются, в первую очередь, знания, опыт специалиста. Для конструирования и проектировки новых систем, а также модификации старых техник-конструктор пользуется ПК, определенным программным обеспечением, чертежными инструментами, проводит испытания в лаборатории или цехе, следит за созданием опытных образцов в модельном цехе.
Профессиональные риски
Рабочая поза – положение сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, сопровождающиеся болями в спине и шее. Велик риск травматизма.
Требуемое профессиональное образования
Профессиональные образовательные организации
Образовательные учреждения
№ | Название учреждения |
1. | Сибирский государственный индустриальный университет |
Карьерный рост
Карьерный рост связан с получением новых знаний и накоплением опыта, повышением квалификации; при получении высшего образования по соответствующей специальности возможен профессиональный рост до должности инженера.