Родственные профессии

– Каменщик
– Монтажник
– Штукатур
– Бетонщик
– Плотник
– Плиточник

Сфера профессиональной деятельности

Строители работают в сфере строительства. Их рабочим местом могут быть любые строящиеся объекты: производственные предприятия, дорожно-транспортные предприятия (железные дороги, автодороги), добывающие предприятия (электростанции, газо- и нефтепроводы), офисные и жилые здания, мосты, военные объекты, метрострой.

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда:

Профессия строителя относится к типу «Человек-Техника», она ориентирована на проектирование, монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических объектов, управление техническими устройствами. В этой профессии необходимы высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе.

 Класс профессии:

Профессия строителя относится к классу эвристических (творческих), она связана с анализом, испытаниями, конструированием и проектированием. Такая профессия требует высокой эрудиции, стремления к развитию и постоянному обучению.

Дополнительный тип профессии:

Дополнительные типы профессии «Человек-Знак» (поскольку связана с работой со знаковой информацией: цифрами, таблицами, чертежами, схемами, для эффективного выполнения которой требуются развитое внимание и усидчивость) и «Человек-Человек» (связана с работой с людьми, для эффективного выполнения которой необходимы развитые коммуникативные навыки).

Описание профессии

Занимается непосредственно процессом строительства. В его сферу деятельности входит обработка материалов и непосредственно само строительство с соблюдением всех норм и правил.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам  относятся:

– широкий кругозор в области строительства;

– технический склад ума;

– пространственное мышление;

– доминирующая склонность к работе с техникой;

– выраженная способность к концентрации внимания;

– развитые логические способности;

– хороший глазомер;

– математические способности;

– физическая выносливость;

– эмоциональная устойчивость.

К личностным качествам относятся:

– хорошая моральная и физическая подготовка;

– внимательность, умение сосредоточиться;

– хорошее зрение, цветовое восприятие;

– терпение;

– исполнительность;

– аккуратность;

– трудолюбие;

– настойчивость и стремление доводить до конца начатое дело.

Медицинские противопоказания

– врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем;

– заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями;

– нарколепсия и катаплексия, эпилепсия;

– психические заболевания с тяжелыми проявлениями;

– алкоголизм, токсикомания, наркомания;

– болезни эндокринной системы, требующие постоянной лекарственной коррекции;

– активные формы туберкулеза любой локализации;

– осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с развитием осложнений;

– хронические гепатиты, циррозы печени;

– хронические болезни почек и мочевыводящих путей;

– злокачественные новообразования любой локализации (рак);

– хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхолегочной системы, искривления носовой перегородки, препятствующие носовому дыханию;

– хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, дерматит;

– хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний;

– невропатии, радикулопатии и другие хронические заболевания периферической нервной системы;

– заболевания скелетно-мышечной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год;

– нарушение периферического кровообращения конечностей (стеноз сосудов нижних конечностей, спазмы сосудов пальцев кисти – болезнь Рейно), варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбофлебит;

– хроническая сердечная недостаточность, ишемическая болезнь сердца, стенокардия;

– миопия высокой степени или осложненная близорукость, ограничение поля зрения более чем 20°; неизлечимое слезотечение;

– нарушения функции вестибулярного аппарата, синдромы головокружения, нистагм;

– грыжи, препятствующие работе и имеющие наклонность к ущемлению;

– дисциркуляторная энцефалопатия;

– стойкое понижение слуха;

– общее физическое недоразвитие и недоразвитие опорно-двигательного аппарата;

– аллергические заболевания.

Требования к профессиональной подготовке

Строитель должен знать:

– сопротивление материалов;

– строительную и теоретическую механику;

– технологию строительного производства;

– способы соединения материалов;

– методы расчета, конструирования и контроля качества строительных конструкций;

– правила подготовки деталей и узлов для технологического процесса;

– технические требования к качеству соединений и причины возникновения напряженностей и деформаций в соединениях строительных элементов;

– меры предупреждения брака и пути его устранения;

Строитель должен уметь:

– правильно, понятно ставить задачи подчиненным и контролировать их работу;

– мотивировать строителей на выполнение работы по строительству объекта в определенные сроки;

– контролировать соблюдение техники безопасности;

– правильно выбирать нужные технологии соединения строительных материалов;

– производить приемку строительных соединений.

Область применения

– производственные предприятия;

– дорожно-транспортные предприятия (железные дороги, автодороги);

– добывающие предприятия (электростанции, газо- и нефтепроводы);

– офисные и жилые здания;

– мосты;

– военные объекты;

– метрострой.

Условия труда

Большую часть времени строитель работает непосредственно на стройке, на открытом воздухе. Его работа часто связана с мобильностью и эмоциональным напряжением, происходит в тесном общении с другими участниками стройки.  Темп работы напряженный. Во время стройки используются специальные строительные приспособления (строительные леса, лестницы, люльки).
Из особых условий работы следует отметить высокую материальную и моральную ответственность строителя. Он сам принимает решения и руководит другими участниками стройки в рамках задач, поставленных перед ним вышестоящим руководителем.

Профессиональные риски

Профессиональные риски травмирования связаны со спецификой работы, включая высотные виды работ (падение с крыш, строительных лесов, лестниц и т.д.), земляные работы (обрушение траншей, эксплуатация землеройно-транспортных машин), применение подъемных механизмов (кранов и строительных лебедок), использование электрооборудования и ручных инструментов, а также транспортных средств на строительной площадке.

Строители также подвержены воздействию ряда факторов риска для здоровья, включая воздействие опасных веществ (таких как асбестосодержащая пыль, кварц и другие опасные вещества), перемещение вручную тяжелых и громоздких грузов, воздействие высокого уровня шума и вибрации (как от ручных инструментов, так и от крупных машин). Боль в спине и другие мышечные травмы от поднятия тяжелых грузов составляют значительную долю производственного травматизма в этой отрасли промышленности.

 Требуемое профессиональное образования

Получить строительные специальности можно в профессиональных образовательных организациях. В некоторых случаях достаточно обучения на краткосрочных курсах или непосредственно на рабочем месте.

Возможно получение высшего образования, например, по специальности «Промышленное и гражданское строительство», «Архитектура», «Строительство», «Строительство уникальных зданий и сооружений».

Карьерный рост

Перспектива – стать руководителем (бригадиром, прорабом) или заниматься индивидуальным предпринимательством, оказывая строительные услуги.