Родственные профессии
– Каменщик
– Монтажник
– Штукатур
– Бетонщик
– Плотник
– Плиточник
Сфера профессиональной деятельности
Строители работают в сфере строительства. Их рабочим местом могут быть любые строящиеся объекты: производственные предприятия, дорожно-транспортные предприятия (железные дороги, автодороги), добывающие предприятия (электростанции, газо- и нефтепроводы), офисные и жилые здания, мосты, военные объекты, метрострой.
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда:
Профессия строителя относится к типу «Человек-Техника», она ориентирована на проектирование, монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических объектов, управление техническими устройствами. В этой профессии необходимы высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе.
Класс профессии:
Профессия строителя относится к классу эвристических (творческих), она связана с анализом, испытаниями, конструированием и проектированием. Такая профессия требует высокой эрудиции, стремления к развитию и постоянному обучению.
Дополнительный тип профессии:
Дополнительные типы профессии «Человек-Знак» (поскольку связана с работой со знаковой информацией: цифрами, таблицами, чертежами, схемами, для эффективного выполнения которой требуются развитое внимание и усидчивость) и «Человек-Человек» (связана с работой с людьми, для эффективного выполнения которой необходимы развитые коммуникативные навыки).
Описание профессии
Занимается непосредственно процессом строительства. В его сферу деятельности входит обработка материалов и непосредственно само строительство с соблюдением всех норм и правил.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам относятся:
– широкий кругозор в области строительства;
– технический склад ума;
– пространственное мышление;
– доминирующая склонность к работе с техникой;
– выраженная способность к концентрации внимания;
– развитые логические способности;
– хороший глазомер;
– математические способности;
– физическая выносливость;
– эмоциональная устойчивость.
К личностным качествам относятся:
– хорошая моральная и физическая подготовка;
– внимательность, умение сосредоточиться;
– хорошее зрение, цветовое восприятие;
– терпение;
– исполнительность;
– аккуратность;
– трудолюбие;
– настойчивость и стремление доводить до конца начатое дело.
Медицинские противопоказания
– врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем;
– заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями;
– нарколепсия и катаплексия, эпилепсия;
– психические заболевания с тяжелыми проявлениями;
– алкоголизм, токсикомания, наркомания;
– болезни эндокринной системы, требующие постоянной лекарственной коррекции;
– активные формы туберкулеза любой локализации;
– осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с развитием осложнений;
– хронические гепатиты, циррозы печени;
– хронические болезни почек и мочевыводящих путей;
– злокачественные новообразования любой локализации (рак);
– хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхолегочной системы, искривления носовой перегородки, препятствующие носовому дыханию;
– хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, дерматит;
– хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний;
– невропатии, радикулопатии и другие хронические заболевания периферической нервной системы;
– заболевания скелетно-мышечной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год;
– нарушение периферического кровообращения конечностей (стеноз сосудов нижних конечностей, спазмы сосудов пальцев кисти – болезнь Рейно), варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбофлебит;
– хроническая сердечная недостаточность, ишемическая болезнь сердца, стенокардия;
– миопия высокой степени или осложненная близорукость, ограничение поля зрения более чем 20°; неизлечимое слезотечение;
– нарушения функции вестибулярного аппарата, синдромы головокружения, нистагм;
– грыжи, препятствующие работе и имеющие наклонность к ущемлению;
– дисциркуляторная энцефалопатия;
– стойкое понижение слуха;
– общее физическое недоразвитие и недоразвитие опорно-двигательного аппарата;
– аллергические заболевания.
Требования к профессиональной подготовке
Строитель должен знать:
– сопротивление материалов;
– строительную и теоретическую механику;
– технологию строительного производства;
– способы соединения материалов;
– методы расчета, конструирования и контроля качества строительных конструкций;
– правила подготовки деталей и узлов для технологического процесса;
– технические требования к качеству соединений и причины возникновения напряженностей и деформаций в соединениях строительных элементов;
– меры предупреждения брака и пути его устранения;
Строитель должен уметь:
– правильно, понятно ставить задачи подчиненным и контролировать их работу;
– мотивировать строителей на выполнение работы по строительству объекта в определенные сроки;
– контролировать соблюдение техники безопасности;
– правильно выбирать нужные технологии соединения строительных материалов;
– производить приемку строительных соединений.
Область применения
– производственные предприятия;
– дорожно-транспортные предприятия (железные дороги, автодороги);
– добывающие предприятия (электростанции, газо- и нефтепроводы);
– офисные и жилые здания;
– мосты;
– военные объекты;
– метрострой.
Условия труда
Большую часть времени строитель работает непосредственно на стройке, на открытом воздухе. Его работа часто связана с мобильностью и эмоциональным напряжением, происходит в тесном общении с другими участниками стройки. Темп работы напряженный. Во время стройки используются специальные строительные приспособления (строительные леса, лестницы, люльки).
Из особых условий работы следует отметить высокую материальную и моральную ответственность строителя. Он сам принимает решения и руководит другими участниками стройки в рамках задач, поставленных перед ним вышестоящим руководителем.
Профессиональные риски
Профессиональные риски травмирования связаны со спецификой работы, включая высотные виды работ (падение с крыш, строительных лесов, лестниц и т.д.), земляные работы (обрушение траншей, эксплуатация землеройно-транспортных машин), применение подъемных механизмов (кранов и строительных лебедок), использование электрооборудования и ручных инструментов, а также транспортных средств на строительной площадке.
Строители также подвержены воздействию ряда факторов риска для здоровья, включая воздействие опасных веществ (таких как асбестосодержащая пыль, кварц и другие опасные вещества), перемещение вручную тяжелых и громоздких грузов, воздействие высокого уровня шума и вибрации (как от ручных инструментов, так и от крупных машин). Боль в спине и другие мышечные травмы от поднятия тяжелых грузов составляют значительную долю производственного травматизма в этой отрасли промышленности.
Требуемое профессиональное образования
Получить строительные специальности можно в профессиональных образовательных организациях. В некоторых случаях достаточно обучения на краткосрочных курсах или непосредственно на рабочем месте.
Возможно получение высшего образования, например, по специальности «Промышленное и гражданское строительство», «Архитектура», «Строительство», «Строительство уникальных зданий и сооружений».
Образовательные учреждения
Карьерный рост
Перспектива – стать руководителем (бригадиром, прорабом) или заниматься индивидуальным предпринимательством, оказывая строительные услуги.