Родственные профессии
– Техник-программист
– Инженер-программист
– Программист
– Начальник отдела (компьютерного обеспечения)
Сфера профессиональной деятельности
- Информационные технологии
- Связь
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: профессия относится к двум типам «Человек – Знаковая система» и «Человек – Человек», т.к. связана не только с разработкой и внедрением информационных систем на предприятии, но и их сопровождением, что требует умения убеждать, объяснять, оказывать помощь сотрудникам организации в освоении программ. В зависимости от квалификации специалиста, данная профессия может также частично относиться к типу «Человек – Техника», по причине того, что она требует знаний и навыков обращения с техническими устройствами, применяемыми в сфере информационных систем.
Класс профессии: эвристический, так как, связана с разработкой и созданием новых объектов.
Описание профессии
Занимается созданием, поддержкой и продвижением различных информационных ресурсов (интернет-проектов). Профессия специалиста по информационным ресурсам в России соответствует профессиям «Web content specialist» и «Digital Media Specialist» в международных стандартах IWA wsp-g3-011 и CWA 16458 соответственно. Задачами специалиста по информационным ресурсам являются:
– распространение информации с целью рекламы и развития электронной коммерции;
– рост эффективности коммуникаций с пользователями веб-ресурсов;
– информационная поддержка бизнес-процессов предприятий.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам специалиста по информационным ресурсам относятся:
– аналитический ум;
– системное мышление;
– умение работать с большими объёмами информации в многозадачном режиме;
– способность к межотраслевой коммуникации;
– умение работать в режиме неопределенности;
– коммуникабельность, умение работать в команде;
– стремление к постоянному профессиональному развитию.
Специалист по информационным ресурсам должен обладать следующими личностными качествами:
– креативность, творческое мышление;
– хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и концентрация);
– хорошая память;
– системность и гибкость мышления, аналитическое мышление;
– нацеленность на результат;
– высокая самомотивация на освоение новых знаний;
– организованность;
– высокая эмоциональная устойчивость.
Медицинские противопоказания
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
- Катаракта осложненная.
- Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим.
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени.
- Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
- Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 – 3 степени.
- Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.
Требования к профессиональной подготовке
Специалист по информационным ресурсам должен знать:
– языки программирования, современные языки программирования, операционные среды, теорию баз данных;
– программные и сетевые средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий;
– современные средства моделирования бизнес-процессов;
– устройство и функционирование современных информационных систем;
– современные стандарты информационного взаимодействия систем;
– технологии и инструменты для проведения комплексного обследования предприятия;
– технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии;
– основы трудового законодательства.
Специалист по информационным ресурсам должен уметь:
– осуществлять ввод и обработку текстовых данных;
– сканировать и обрабатывать графическую информацию;
– вводить информационные базы данных;
– размещать информацию на сайте;
– готовить информационные материалы для сайта;
– редактировать информацию на сайте;
– вводить новостные ленты и представительства в социальных сетях;
– модерировать обсуждения на сайте, в форуме и социальных сетях;
– осуществлять нормативный контроль содержания сайта;
– организовывать работу по созданию и редактированию контента;
– управлять информацией из различных источников;
– вносить локальные изменения в структуру сайта;
– анализировать информационные потребности посетителей сайта;
– готовить отчетность по сайту;
– поддерживать процессы модернизации и продвижения сайта.
Область применения
– IT-компании по разработке веб-ресурсов;
– дизайн-студии;
– фрилансерская работа.
Условия труда
Специалист по информационным ресурсам работает в условиях интенсивного интеллектуального умственного труда в офисном помещении. У него малоподвижный образ жизни, возможен ненормированный рабочий день. Специалист по информационным ресурсам ограничен условиями технического задания на разрабатываемый проект, однако работа в коллективе позволяет творчески реализовать логические решения, повысить оценку и самооценку участников IT-проекта. Основные средства труда специалиста по информационным ресурсам – это разнообразные средства вычислительной техники, сетевых технологий, собственная база знаний и опыта.
Профессиональные риски
Рабочая поза – положение сидя. Долговременное нахождение в положении сидя может привести к заболеваниям, сопровождающимся болями в спине и шее. Постоянная работа с компьютером может вызвать заболевания зрительной системы
Требуемое профессиональное образования
Для специалистов низшего звена требуется получение образования в профессиональных образовательных организациях. Желательно повышение квалификации по программам управления персоналом и бюджетом.
Образовательные учреждения
Карьерный рост
При условии получения высшего образования специалист по информационным ресурсам может расти в вертикальном направлении: ведущий специалист, главный специалист, руководитель отдела. Горизонтальный рост предполагает освоение смежных профессиональных навыков, что также перспективно в смысле карьерного роста.