(Данный материал по оценке жюри признан одной из лучших работ областного конкурса “Профориентир-2022”.
Работа представлена в авторской редакции)
Яркой иллюстрацией успехов обучающегося в современных реалиях, является портфолио ученика, отражающего его достижения. Высокие результаты – это видимая, фактическая часть, но не менее ценная часть – это навыки, приобретенные качества, изменения в мотивационной направленности личности, повышение статуса обучающегося.
В качестве примера успеха, личностного роста учащегося приведу историю Елизаветы Кельблер, ученицы школы №24 пгт Бачатский. Это дочь моей одноклассницы, коллеги (учителя начальных классов), подруги. Как учитель мама очень востребована, так же, как и научный руководитель научно-практических конференций. Её обучающиеся – победители творческих и предметных конкурсов, олимпиад и конференций. Собственная дочь в это движение не была включена. Помимо хорошей учебы Елизавета активно занималась танцами в образцовом хореографическом ансамбле и углубленным изучением английского языка. В школьной жизни был относительно пассивный образ.
Я как педагог-психолог и близкий человек всегда отмечала в Лизе не только хорошо наполненный мозг, но и хорошо устроенный, а также прекрасную стрессоустойчивость Предложив маме использовать потенциал дочери и включить Елизавету в исследовательскую деятельность, получила положительное подкрепление. Мотивационная направленность для ребенка была представлена как подготовка к защите индивидуальных проектов в 10-11 классах и обучение в высшем образовательном учреждении: написание рефератов, курсовых и дипломных работ. В то время Елизавета обучалась в 7-м классе.
Выбором первой темы исследовательской работы стал «стресс». С большим интересом Лиза относилась (и относится сейчас) к самому исследованию – опросу, анкетированию респондентов, анализу результатов диагностики. «Боевое крещение» Елизавета получила в VIII Областной научно-практической конференции «Диалог» (март 2019 г.) с темой: «Всегда ли вреден стресс? Проблема стресса в жизни подростка». Несмотря на то, что Лиза стала только участницей НПК, ей очень понравился опыт защиты работы, формулировать ответы на вопросы жюри. Члены жюри отметили её работу и стрессоустойчивость, дали рекомендации. Лиза была настолько воодушевлена этим опытом, выразила желание продолжить работу и поделиться знаниями со сверстниками в школе. По опыту знаю, что больше всего обучающихся пугает публичная защита, презентация. Для моей подопечной публичная защита стала привлекательной и желанной.
Спустя неделю Елизавета представляла свою работу в III Международной научно-практической конференция обучающихся «Мир моих исследований» (апрель 2019), где также стала участницей. Затем ученица презентовала свой опыт на нескольких классных часах для подростков, основной акцент был на рекомендациях. Третье выступление на Городской конференции исследовательских, проектных и творческих работ «Первые шаги – 2019» стало успешным. Лиза вошла в число лауреатов, в секции оказалась самой младшей участницей. Эту же работу в августе 2019 года отправили на Всероссийский конкурс исследовательских работ обучающихся (Сетевое издание «Педлидер»). Работа Лизы получила 1-е место.
К сожалению, 2020 г. – год пандемии внес негативные моменты в жизнь, были отменены, перенесены различные конкурсы, конференции. Несмотря на эти препятствия, нам удалось добиться высоких результатов. Первая победа нашей восьмиклассницы (1 место) – в Региональном конкурсе «Профессия, которую я выбираю» в номинации «Рассказ-анаграмма о профессии».
Участие Лизы в конкурсе не было спонтанным: в течение 8-го класса педагогом-психологом проводилась профориентационная диагностика и консультирование. Перед Лизой, как и другими восьмиклассниками, стоял предварительный выбор будущего профессионального пути, образовательного маршрута, выбора учебных предметов на ОГЭ. Именно от этой персональной задачи в 9-м классе появится новая тема исследовательской деятельности.
Вторая победа Елизаветы (1 место) – в Межрегиональном конкурсе детских научно-исследовательских работ НПК «Первые шаги в науку о здоровье – 2020». Организаторы конкурса – Департамент образования и науки Кемеровской области и Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности». Елизавета и я, как научный руководитель, постоянно развивались в исследовательском русле. Накопленный опыт и полученные компетенции позволили взглянуть нам на раннюю работу про стрессы по-другому: улучшить, изменить и качественно представить её как «Исследование воздействия стрессовых ситуаций на обучающихся подросткового возраста». Данная работа также получила диплом Лауреата II степени во Всероссийском конкурсе «Юность, наука, культура (зимний конкурс 2020-2021) (МАН «Интеллект будущего»).
Будучи девятиклассницей, Лиза работала над темой «Изучение особенностей профессионального самоопределения обучающихся подросткового возраста», и получила достойную оценку интеллектуального, исследовательского труда. В марте 2021г. Елизавета завоевала II место в IV городской научно-исследовательской конференции (Диплом Управления образования Администрации Беловского городского округа).
В Межрегиональном конкурсе детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку о здоровье-2021» заняла III место (Благодарность Министерства образования и науки Кузбасса). В Областной научно-исследовательской конференции обучающихся «Кузбасская школьная академия наук» (Новокузнецк, апрель 2021) стала лауреатом. В V международной НПК обучающихся «Мир моих исследований» (Новокузнецк, 16 – 24 апреля 2021) стала обладателем Диплома II степени.
Самой желанной оказалась победа (Диплом I степени) в XIX Областной научно-практической конференции исследовательских работ учащихся 9-11 классов «Эрудит – 2021» (Кемерово, апрель 2021). В секции Лиза была единственной девятиклассницей. Приятно было осознавать, как она уверенно, быстро отвечает на вопросы жюри, грамотно представляет работу. Удивительным был момент, когда мы отправлялись на эту конференцию. Лиза заявила о том, что она уже не удовлетворена 2-ми и 3-ми местами. В нашей изначально не амбициозной девушке проснулось здоровое честолюбие. Успешно сдала экзамены.
В первом полугодии 10 класса (сентябрь-ноябрь 2021) Елизавета стала лауреатом II степени Всероссийского конкурса «Юность, наука, культура (осенний конкурс) и Всероссийской онлайн-конференции «Научный потенциал России», финал Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ учащихся «Научный потенциал – XXI» (МАН «Интеллект будущего», Обнинск).
Второе полугодие оказалось также успешным: диплом I степени XX Областной НПК исследовательских работ учащихся 9-11 классов «Эрудит – 2022»; диплом победителя (I место) в Межрегиональном конкурсе детских научно-исследовательских работ НПК «Первые шаги в науку о здоровье – 2022». В мае 2022 Елизавета получила высокую отметку «отлично» в будущий аттестат на защите индивидуальных проектов и исследовательских работ обучающихся профильных классов и отличные отзывы членов комиссии.
В настоящее время, будучи выпускницей социально-гуманитарного профиля, Елизавета приступила к новой исследовательской работе «Изучение способов решения проблем у старших подростков и обучающихся профильных классов».
Необходимо отметить, что с личностным, интеллектуальным ростом в исследовательской сфере, произошли преобразования в общественной жизни. Елизавета вошла в Совет старшеклассников, активный член ученического самоуправления; ведущая школьных праздников; является активным представителем волонтерского движения «Юнармия», систематически выступает в роли участника почётного караула в школьных и поселковых мероприятиях, зарекомендовав себя как ответственную, пунктуальную, инициативную личность. Елизавета активно принимает участие и в конкурсах, олимпиадах по иностранному языку, имеет призовые места.
Итак, признание персональных достижений обществом; стремление к высоким целям; навыки исследовательской деятельности и публичных выступлений; вертикальная или восходящая социальная мобильность; желание получить хорошее образование и актуальную специальность служат факторами, подтверждающими успешное действие социального лифта в образовании. Высказыванием М. Твена «Секрет успеха в том, чтобы начать» подтверждается достижение успеха Елизаветы.