Родителям важно отдавать себе отчет в том, что они помогают ребенку определиться, а не определяются вместо него, ведь всем хочется обеспечить благополучное будущее своим детям.
Большинство подростков в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. Растерянность подростка, когда ему предлагают определиться в таком важном вопросе, вполне понятна, так что вряд ли родителям стоит рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший ребенок подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор.
В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение» – событие, которое часто в корне меняет всю жизнь. Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, воспринимается как скучная, тягостная обязанность.
Итак, задача родителей – не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему справиться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Как это сделать?
5 ШАГОВ К РЕШЕНИЮ
ШАГ 1.
Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни.
Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки – названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет – минус.
Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации – не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2.
Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать.
Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителей – выступить экспертами, поделиться той информацией, которой они владеют: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает, какие профессии сейчас востребованы на рынке труда.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему поваром – и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, – стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной профессии соответствуют действительности.
ШАГ 3.
Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование.
Чтобы выбрать профессию, необходимо познать себя – свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой – соответствует его способностям.
Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов – не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.
При необходимости, получить помощь специалиста по профессиональной ориентации Вы можете в территориальном отделении Фонда социального страхования на случай безработицы Луганской Народной Республики по месту жительства
ШАГ 4.
Посетите с ребенком «день открытых дверей» образовательных учреждений.
Посоветуйте своему ребёнку не придавать большое значение таким походам – ведь совсем не обязательно, что именно здесь он захочется провести свои лучшие годы. Пускай идёт туда как в музей – посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое – не мое».
ШАГ 5.
Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте.
Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное?
Наличие альтернативы позволит снизить у ребенка напряжение и тревогу.
Дайте максимум информации о разных профессиях.
Поддерживать ребенка – значит верить в него!
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ»
Перед тобой встала серьезная проблема –выбор профессии.
Некоторые старшеклассники уже знают, какая профессия им нравится, чем конкретно в будущем планируют заниматься, хотя не исключено, что в дальнейшем не раз поменяют свои планы – многое зависит от того, было их решение обдуманным или они действовали под влиянием настроения.
Большинство старшеклассников оказываются в весьма сложной ситуации. Нравится сразу несколько предметов, часто взаимоисключающих с точки зрения выбора профессии, скажем, математика и история одновременно. Некоторые школьники теряются от степени ответственности и запутанности обстоятельств, которые они обязаны принять во внимание.
Перед тобой краткие советы: как не растеряться в обилии книг, которые ты можешь прочитать по этой проблеме, как справиться с длинным списком важных обстоятельств, которые необходимо учесть (зарплата, востребованность, условия работы и многое другое).
Наши рекомендации не избавят тебя от сложного выбора, но все же, начальная ориентировка в этом деле нужна.
1. Разберись в своих интересах.
Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать две вещи: какой ты и что именно ты любишь делать.
Начни с интересов.
Обратись к специалисту по профориентации, который сможет подобрать для тебя нужные тесты, направленные на их выявление.
2. Определи, какие профессии соответствуют твоим интересам.
Если, скажем, ты очень любишь общаться и у тебя это хорошо получается, ищи, какие профессии соответствуют твоим наклонностям.
Найди справочник с профессиями, посоветуйся с близкими людьми, определяя, какие именно профессии тебе подходят. Словом, действуй.
3. Попробуй разобраться, какие нужные качества у тебя есть.
Каждая профессия предъявляет свои собственные требования к человеку.
Попробуй понять, что потребует от тебя твоя будущая профессия. А дальше посмотри, какие из этих необходимых качеств у тебя есть. А если нет, хватит ли у тебя желания и воли это развить.
4. Обсуди со специалистом по профориентации свой вопрос глобально.
Заранее приготовь вопросы, которые ты хотел бы задать.
Специалист по профориентации даст тебе информацию о рынке труда, о востребованных профессиях, о возможных местах и условиях работы и т.д.
Не забудь спросить о возможных негативных сторонах профессий. Внимательно слушай все, что тебе скажут, но помни – решение ты должен принимать только сам.
На этом этапе уже, может быть, у тебя появится более конкретное решение по поводу будущей профессии. Ты определишь не только область профессиональных интересов, но и конкретную профессию.
5. Куда пойти учиться?
Посмотри в Интернете, какие учебные заведения готовят по твоей будущей профессии и когда в них проходят «Дни открытых дверей».
И снова подготовь вопросы.
У активного человека существенно меньше вероятность сделать ошибку.
Посети несколько учебных заведений, посмотри, где тебе больше нравится климат (психологический, эстетический и т.д.), обрати внимание на то, сколько времени занимает дорога до учебного заведения, представь в перспективе, что тебе придется ездить туда каждый день по утрам.
Помни, от твоего выбора зависит твоя профессиональная карьера!