Родственные профессии

– Геодезист
– Маркшейдер
– Инженер-строитель
– Археолог
– Геофизик
– Гидрогеолог
– Палеонтолог

Сфера профессиональной деятельности

  • Геология
  • Горнодобывающая промышленность

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек — Природа» (ориентирована на наблюдение и взаимодействие с живой природой, связана с уходом за почвой и растениями, с профилактикой и лечением заболеваний растений, защитой от паразитов и вредителей). В этой профессии требуется высокий уровень наблюдательности, склонности и интерес к работе с живыми объектами природы.
  • Класс профессии: изыскательный (геолог – это специалист, который изучает состав и строение горных пород. Цель геолога – найти или произвести разведку месторождений полезных ископаемых).
  • Тип профессии по условиям труда: геолог осуществляет деятельность как в помещении, так и вне помещения, на открытом воздухе.

Описание профессии

Геолог – специалист в области изучения земных недр, состава и структуры почв с точки зрения их значимых характеристик, значимых в зависимости от поставленной цели.

Геолог занимается изучением горных пород и их структуры на предмет нахождения полезных ископаемых, а также анализом почвенной структуры территорий при планировании строительства на них каких-либо объектов – зданий, мостов или коммуникационных систем.

В область работ геолога обычно входит сбор необходимых образцов почвы или горной породы, определение их происхождения, проведение лабораторного анализа, выявление наличия определенных веществ и заключение о состоянии почвенной структуры, необходимое для принятия решений о строительстве.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам геолога относятся:

  • развитое логическое и наглядно-образное мышление;
  • математические способности;
  • аналитическое мышление;
  • хорошие мнемические способности (кратковременная и долговременная намять);
  • способность длительное время заниматься кропотливой работой (работа в лаборатории);
  • оперативность (быстрое реагирование и принятие решения в различных ситуациях);
  • самостоятельность и гибкость мышления (способность изменять планы и способы решения задач в соответствии с меняющимися условиями).

Геолог должен обладать следующими личностными качествами:

  • хорошее здоровье;
  • выносливость;
  • наблюдательность;
  • ответственность;
  • упорство;
  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • внимательность.

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
  • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
  • Эпилепсия.
  • Психические заболевания с тяжелыми проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы, требующие постоянной лекарственной коррекции.
  • Злокачественные новообразования любой локализации (рак).
  • Заболевания крови и кроветворных органов.
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы.
  • Ревматизм.
  • Хронические заболевания верхних дыхательных путей и бронхолегочной системы.
  • Искривление носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с развитием осложнений.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей.
  • Невропатии, радикулопатии и другие хронические заболевания периферической нервной системы.
  • Заболевания скелетно-мышечной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата.
  • Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, дерматит.
  • Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.
  • Глаукома.
  • Хронические болезни зубов, полости рта, отсутствие зубов, мешающее захватыванию загубника, наличие съемных протезов, стоматиты, периодонтит.
  • Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
  • Нарушения функции вестибулярного аппарата любой этиологии.
  • Хронические заболевания среднего уха, стойкое понижение слуха.
  • Хронические заболевания слезовыводящих путей, век, органические недостатки век, препятствующие полному их смыканию, свободному движению глазного яблока.
  • Катаракта осложненная, дистрофические заболевания сетчатки глаз.
  • Ограничение поля зрения более чем на 20°.
  • Выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
  • Хронические рецидивирующие заболевания кожи.
  • Язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки.
  • Аллергические заболевания органов дыхания при работе с аэрозолями, обладающими аллергенным действием.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Геолог должен знать:

  • технологию проведения геодезических и маркшейдерских работ;
  • методы измерений, вычислений, построения карт, планов;
  • технологию строительных работ;
  • принципы работы и наладки геодезических приборов;
  • законы и другие нормативно-правовые и нормативные акты по строительству и геодезическим работам.
  • программы Micromine, AutoCad, CorelDraw, ArcMap, Gems.

Геолог должен уметь:

  • проводить измерения с помощью геодезических приборов и контрольно-измерительной аппаратуры;
  • производить геодезические вычисления;
  • “читать” и строить графические изображения местности;
  • производить выноску в натуру строящихся объектов;
  • осуществлять контроль за проведением строительных работ.
  • составлять геологические карты добычи и переработки полезных ископаемых;
  • быстро ориентироваться на местности;
  • работать в различных погодных условиях и непроходимой местности;
  • оценивать, насколько выгодно добывать полезные ископаемые в промышленных масштабах.

Область применения

  • научно-исследовательские учреждения геологического профиля;
  • независимые геологические организации, выполняющие геологические работы по изучению геологии;
  • горнодобывающие промышленные организации;
  • нефтегазодобывающие промышленные организации.

Условия труда

Работать геологам приходится в различных условиях (в том числе в малопроходимой местности), в полевой сезон только в дождливую погоду маршруты откладываются.

В офисе условия комфортны: хорошее оснащение компьютерной техникой, программным обеспечением.

Профессиональные риски

Геологический риск или обратная ему величина – вероятность нахождения залежи – обусловлены неопределенностями геологического строения исследуемой территории и истории ее формирования. Чем сложнее геология и меньше изученность, тем больше неопределенности и, соответственно, тем больше геологические риски.

В целом профессия геолога не обладает явно выраженными минусами. Нормативность нагрузки обычно планируется до выезда экспедиционной группы на объект, однако в случае необходимости ненормированный рабочий день может негативно сказаться на трудоспособности коллектива.

Геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме без выходных. Негативным фактором является недостаток бытовых удобств, трудности походной жизни, ограниченный коллектив.

 Требуемое профессиональное образования

Чтобы получить профессию геолога, необходимо закончить образовательную организацию высшего образования технической направленности, где готовятся кадры для добывающей отрасли. Квалифицированные рабочие для геологоразведочных работ готовятся в системе среднего профессионально образования (по нескольким профессиям, в том числе буровые мастера, взрывники, радиометристы, мастера по геофизическим исследованиям в скважинах и др.).

Карьерный рост

Понятие карьерного роста в геологии подразумевает успешные научные экспедиции, в результате которых произошло открытие того или иного месторождения полезных ископаемых. Построить карьеру можно и в сфере науки. Например, получить должность руководителя лаборатории или стать заведующим кафедрой. Карьерный рост возможен при наличии отличных знаний, диплома о высшем образовании и нестандартном или инновационном подходе к решению поставленных задач.